Духовность как БДСМ

Справка для тех, кто не знает или делает вид, что не знает. БДСМ — психосексуальная субкультура, основанная на эротическом обмене властью и иных формах сексуальных отношений, затрагивающих ролевые игры в господство и подчинение. При этом БДСМ может быть самодостаточной практикой, не связанной с непосредственным половым контактом. В составной аббревиатуре-акрониме BDSM заключены названия основных составляющих этого явления: BD (Bondage & Discipline — неволя и дисциплина, воспитание) — бондаж (связывание, ограничение подвижности), дисциплинарные и ролевые игры, игровое подчинение, унижение, наказания; DS (Domination & Submission — доминирование и подчинение) — господство и подчинение; отношения, в которых в результате предварительной договоренности присутствует неравноправие партнеров; SM (Sadism & Masochism — садизм и мазохизм) — садомазохизм; практики, связанные с получением удовольствия от причинения или переживания физической боли. Результатом БДСМ-практик может быть сабспейс — особая, измененная форма сознания (транс), возникающая в результате выброса в кровь значительного количества эндорфинов. Достижение сабспейса может наблюдаться и при отсутствии физических воздействий, лишь благодаря эмоциональному фону. (Википедия)

Под духовностью мы будем иметь в виду религии и учения, якобы способствующие освобождению человека от оков животного начала и материального мира и способствующие улучшению человечества во имя некой высшей цели. БДСМ и духовность имеют один источник (неудовлетворенность) и одну цель (блаженство), однако этим их сходство не ограничивается, методы достижения этой цели так же весьма похожи, что и будет показано ниже.

Bondage

Первая задача духовности заключается в том, чтобы связать человека определенными правилами и практиками, подчинив его своим истинам, догмам и принципам в рамках предлагаемой картины мира. Любые религии или учения интерпретируют реальность таким образом, чтобы выставить себя в наиболее выгодном свете и обосновать ложность или неполноту всех прочих религий или учений. Неофит обязан принять этот набор интерпретаций в качестве истины, в противном случае он не будет считаться полноправным членом общины верующих. Основные положения большинства духовных учений (существование Бога, загробной жизни, Нирваны, Вознесенных Учителей, сотворение Адама и Евы и т.п.) недоказуемы, либо противоречат последним научным открытиям, поэтому их следует принимать на веру вопреки сомнениям и любым доказательствам их ошибочности.

Подготовленный таким образом ум неофита становится восприимчивым ко все более нелепым предписаниям и запретам, ограничивающим его мысли и поступки: не есть свинину, не работать в субботу, не бить коров, не показывать лицо незнакомцам, если вы женщина и так далее. Поскольку учение позиционирует себя в качестве единственного истинного пути к вечному блаженству, под запрет попадают все прочие способы получения удовольствия, особенно если они безвредны, и в первую очередь это касается внебрачного секса. Взамен неофиту предлагается набор в основном бессмысленных обрядов и ритуалов, которые он должен регулярно совершать, чтобы считаться правоверным последователем учения. Чем больше человек тратит времени на эту чепуху, тем меньше он склонен думать, что занимается ерундой, и тем сильнее привязывается к избранному учению, наделяющему его поступки недоступным для окружающих «высшим смыслом».

Может показаться, что современные духовные практики и модные культы предоставляют своим адептам больше свободы в этом вопросе, однако сам принцип остается неизменным. Человек ищет в духовности прежде всего ограничений и предписаний, поэтому все учения, провозглашающие своей целью освобождение сознания, в конечном итоге превращаются в тюрьмы, где связанные по рукам и ногам люди пытаются научиться бегать, хотя не могут уже даже ползать. Они ищут свободы и счастья, а получают кандалы, ошейник и кляп, мешающие им поступать так, как они хотят, и говорить то, что они на самом деле думают. Теперь перед духовностью стоит следующая задача — отучить человека хотеть и заставить его думать лишь то, что позволено. В этом деле ей помогут старые проверенные средства: дисциплина, наказания и унижения.

Discipline

Заполучив человека, религии и учения незамедлительно начинают его калечить, называя это воспитанием и улучшением. Прежде всего неофит должен уяснить, что он не человек, а лишь жалкое его подобие, недостойное носить это высокое звание. Он погряз в грехах настолько, что без чужой помощи не сможет выбраться из этой бездны порока. Он порабощен сансарой, и ему предстоит прожить не одну тысячу жизней, прежде чем обретет Просветление и сможет раствориться в Нирване. Он всего лишь марионетка в руках Сатаны; эгоистичное животное, отвергающее свет Истины ради потакания своим прихотям и инстинктам; одна из изуродованных обществом потребления форм Атмана, неспособная к осознанию своего высшего предназначения, и так далее и тому подобное.

Причины столь бедственного положения человека известны — это собственные желания, собственная воля, внутренний диалог и прочее в том же духе. Желания являются корнем страдания, поэтому человек должен отказаться от них ради обретения Нирваны. Собственная воля лежит в основе греха, потому что противоречит воле Бога, и лишь отказавшись от эгоизма можно будет вымолить у Господа прощение. Болтливый ум мешает медитировать и смещать точку сборки, значит нужно отказаться от мышления и позволить повседневному потоку сознания иссякнуть. К счастью у неофита есть теперь опытные наставники (священники, ламы, гуру), которые с радостью помогут ему очиститься от всей этой скверны ради обретения вечного блаженства.

Однако путь этот труден, а человек слаб и часто оступается, поэтому без дисциплины и наказаний никак не обойтись. Нужно смиренно переносить боль и унижения и во всем слушаться своего учителя, ведь он страдает ничуть не меньше, мучая и унижая вас, даже если вам кажется, будто ему это по душе. Все они стараются для вашего блага: и буддийские мастера, отрубавшие руки своим ученикам, и настоятели в православных монастырях, избивающие монахов до полусмерти за малейшую провинность, и истеричные гуру, упражняющиеся в остроумии в адрес пришедших к ним за помощью страдальцев, и многие-многие другие. Посмотрите на их лица, разве вы видите на них хотя бы тень удовольствия и упоения собственной властью и безнаказанностью?

Domination

Сковав свой разум догмами учения и научившись в той или иной степени дисциплине, неофит становится полноправным адептом и получает право доминировать над другими неофитами, а так же над еретиками, отступниками и непосвященными. Каждый из нас сталкивался в Интернете или в реальной жизни с последователями того или иного учения, пытающимися навязать окружающим свое мировоззрение в качестве единственно верного. Агрессивные и не слишком образованные, они готовы без устали дискутировать на любые темы, неся свет Истины в царство мрака. Конечно, мир не казался бы им столь темным, если бы они набрались смелости открыть глаза, но к сожалению многие из них уже на это не способны. Красочные галлюцинации, питающие ощущение их собственной исключительности и значимости, заменили им реальность, в которой они стали всего лишь заурядными продавцами чужих мемов. Они выучили «Отче наш», или словили кайф от медитации, или просто отказались от мяса и уехали в Индию, а значит могут теперь поучать и просвещать всех вокруг, щедро осыпая оскорблениями всякого, кто недостаточно умен, чтобы признать их величие и правоту.

Иногда им хватает таланта и чувства такта, чтобы обзавестись горсткой преданных слушателей или последователей, ищущих в духовности все тот же bondage в качестве панацеи от банальной расхлябанности, происходящей из элементарного недостатка собственной воли, а не от ее животного греховного избытка, как их пытаются в этом убедить мессионерствующие доминанты. Спорить с ними бесполезно, ведь с точки зрения таких проповедников их учение истинно уже лишь потому, что доставляет им удовольствие от реального или воображаемого доминирования над «неверными» и «еретиками».

Впрочем, настоящие духовные доминанты редко занимаются проповедями в Сети. Они предпочитают карьерный рост в организации, построенной на основе принятого ими учения, становясь священнослужителями и высокопоставленными членами сект. Здесь они получают реальную власть над единоверцами и учат их получать удовольствие от главных добродетелей многих учений: смирения и послушания. Ролевые игры, основанные на доминировании и подчинении, составляют значительную часть духовных практик и ритуалов и позволяют значительной части адептов открыто удовлетворять свою потребность в господине, угождая если не самому Богу (или Атману), то хотя бы Его полномочным представителям и воплощениям на Земле.

Submission

Большинству людей нравится подчиняться и унижаться перед более сильными и высокоранговыми сородичами, однако мало кто готов честно себе в этом признаться. Духовность освобождает таких адептов от чувства стыда и позволяет им открыто насладиться всеми прелестями рабского служения: беспрекословно подчиняться духовнику или гуру, подолгу стоять на коленях в неудобной позе и целовать высушенные куски трупов, жить в нечеловеческих условиях в монастырях и бесплатно выполнять самую грязную работу, рассказывать Господину о своих самых позорных тайнах и проступках и дрожать в предвкушении наказания, кармического воздаяния или даже небесной кары, без которых невозможно прийти к блаженству вечного сабспейса.

Духовные доминанты знают об этой психологической особенности людей и охотно ею пользуются, причем не всегда в сугубо корыстных целях. Некоторые вполне искренне думают, что ролевые игры вроде «исповеди» или «послушания» действительно помогают их подопечным очиститься от грехов и иллюзий, а не потакают их жажде подчинения. К тому же «добродетель» смирения была доктринально закреплена во многих учениях и религиях: человек изначально свободен, но свободен он лишь для того, чтобы добровольно отказаться от собственной воли и желаний во имя Бога, Атмана или гуру с соседней горы.

Многие искатели духовности ищут на самом деле не свободы, не просветления и не царствия божия, а Господина, который будет приказывать, наказывать их и поощрять. Содержание учения и социальный статус Мастера по сути вторичны: это может быть и уважаемый православный старец, и очередная аватар Христа, и гуру личностного роста, и бомжеватого вида лидер тоталитарной секты, проповедующий несусветную чушь, и любой контактер с Просветленными Учителями из созвездия Плеяд. Все это не имеет решающего значения. Люди будут верить в любую чепуху и уходить в секты, в монастыри или в ашрамы до тех пор, пока раб в них будет изнывать и тосковать по господскому сапогу у себя на шее. А еще лучше — по жгучему господскому кнуту на своей спине.

Sadism

Сегодня значительная часть религий и учений не поощряет садомазохистские игры, но и не осуждает их слишком строго. В некоторых садизм являлся вполне допустимой практикой, например, в буддизме наставникам разрешалось бить и калечить учеников, вызывая у них долгожданное чувство сабспейса, принимаемое ими за Просветление[1]. Немало героев буддийской литературы обрели «Просветление» через физические страдания и неудобства, а некоторым удалось научиться поддерживать в себе сабспейс постоянно без каких-либо внешних стимулов. В Средневековой Европе садисты-христиане не только получали удовольствие от пыток ведьм и еретиков, но и щедро делились своей радостью с мирянами, прилюдно сжигая людей на кострах. На Ближнем Востоке верующим до сих пор позволяется принять участие в старинной игре «Побивание камнями», от которой они, судя по имеющимся в Сети видеозаписям, получают огромное удовольствие. В некоторых других странах религиозные активисты открыто ходят по улицам и избивают всех, кто по их мнению напрашивается своим видом и поведением на роль жертвы.

В быту духовный садизм проявляется не в столь экстремальных формах, хотя и сопровождается порой физическим насилием. Например, избиение детей (для их же собственного блага, разумеется) практикуется в некоторых религиозных семьях и считается если не нормой, то как минимум необходимым злом, оправдание коему легко можно отыскать в священных текстах любой религии. Избиение жены считается менее допустимым, а ударить вышестоящего (за тот же проступок, что и жену с детьми) — и вовсе возмутительным. Очевидно, что дело тут не в самом проступке, а в иерархии дозволенного садизма: каждому адепту духовности выделяется определенный участок, где он волен давать или не давать выход своим садистским наклонностям. Размер этого участка зависит исключительно от положения садиста в духовной иерархии по принципу «что позволено епископу, то не позволено мирянину».

Как и в случае с отношениями господина и раба, взрослые жертвы садистов зачастую принимают участие в их играх добровольно и в любой момент могут отказаться продолжать. Сегодня в большинстве стран никого не удерживают насильно в монастырях, не сжигают на кострах и не заставляют стоять у церквей с плакатом «Gay is Okay» в ожидании скорейшего удовлетворения своих мазохистских потребностей. Адепты духовности в подавляющем большинстве случаев вступают в садомазохистские отношения со своими наставниками добровольно и не без явного удовольствия. Благо многие религиозные учения позволяют им скрыть свои истинные мотивы за расхожими фразами вроде «Господь терпел и нам велел».

Masochism

Облагороженный идеалами аскетизма и святости мазохизм стал для многих едва ли не синонимом слова «духовность» (количество примеров этому настолько огромно, что не имеет смысла даже начинать их перечислять). Следовать путем духовного самосовершенствования значит в первую очередь терпеть лишения и страдания. Лишения закаляют характер, а страдания, как известно, очищают и облагораживают душу. Конечно, никто не требует от нынешних мазохистов подвигов, сопоставимых по масштабу с достижениями легендарных схимников и йогинов прошлого, однако следует понимать, что с погружением в любую духовную среду уровень требуемых от адепта страданий будет возрастать от безобидных на первый взгляд поста и кротости до веригов, самобичевания и отшельничества. Именно поэтому человек, который не любит испытывать боль или причинять ее другим, вряд ли сумеет далеко продвинуться по пути духовного самосовершенствования.

В результате, сегодня в массовом сознании сложилось два основных образа типичных носителя высокой духовности. Первый образ — это отринувший собственное эго безвольный аскет-мазохист, находящий удовольствие в самоограничении, самоистязаниях и самоунижении, пребывающий в постоянном сабспейсе, всем довольный и всему говорящий «Нет». Второй образ — это нахрапистый гуру-садист, несдержанный, острый на язык «черный учитель», ругающий и бьющий учеников, знающий ответы на любые вопросы, специалист по решению любых проблем, практик и путешественник, всему говорящий «Да».

Между двумя этими типами существует множество промежуточных форм, поэтому перед начинающими искателями духовности всегда остро встает вопрос выбора наставника (гуру, духовника и т. п.). Однако выбор этот не имеет в сущности никакого значения, как и споры о том, какая религия истинная и какое учение самое правильное. Не важно, какое учение вы выберете и к какому наставнику обратитесь, в результате все ваше духовное «обучение» и «самосовершенствование» сведется к шести основным практикам: bondage, discipline, domination, submission, sadism и masochism. По-настоящему важный вопрос заключается лишь в том, сколько удовольствия вы сможете извлечь из этой игры.

Tannarh, 2017 г.


[1] Сабспейс — особый тип трансового состояния в БДСМ-практике. В данном состоянии деятельность коры головного мозга затормаживается, а в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов. Субъективно действие эндорфинов проявляется в ощущении восторга, радости, счастья и тому подобных ощущений, потере чувства времени и реальности. Объективно оно определяется снижением психомоторных реакций на боль или другие негативные раздражители. Как и в состоянии обычного транса, внешними признаками могут быть расфокусированный взгляд и расслабленная лицевая мускулатура. Ср. с любым описанием «просветления» и изображениями лиц «просветленных» мастеров.

Один комментарий

  1. БДСМ это внешняя, современная, наукообразная оболочка обозначающая функционирование древних механизмов выживания в сложных внешних условиях. Они связаны, в том числе, с уровнем гормонов стресса и эндогенных опиатов. Аналогом этой субкультуры можно считать экстремальный туризм, бои без правил, фанатские разборки и восточные единоборства. БДСМ от вышеперечисленных способов «выплеска эмоций» отличает подчёркнутая «театральность» действия и заранее обсуждаемая драматургия и «раскадровка», т.н. «сессии». Безусловно, эта субкультура «разнообразит» отношения между партнёрами, но, существует несколько «досадных» особенностей. БДСМ это «привилегия среднего класса», подразумевающая эмоциональную раскрепощённость и, если хотите, актёрские задатки: развитое воображение — качества, необходимые для занятия в «драмкружке»! Вместе с тем, могу утверждать, что субкультура не так развита в России, как это пытаются представить. Простой пример. В любом Интим — Салоне, «тематические игрушки» спрятаны в дальний угол и продавец не будет их рекламировать. Далее. Мало кто из » тематикой» отважится себя позиционировать в рабочих коллективах и разговорах с родственниками. Особенно огорчает обстоятельство, что субкультура, усилиями «переобувшиеся» проституток, переместилась в «серую зону» и вызывает отторжение большинства «ванили». Авторитета не добавляет и попытка отождествить БДСМ с ЛГБТ сообществом, что не одно и то же! Российская «ложка дёгтя» и здесь сыграла роль «вишенки на торте!»

Оставьте комментарий