Путь к себе

I. Победить страх

1. Вымышленные проблемы

Фантазии людей переполнены страхом. Каждый день они прокручивают в голове тысячи возможных бед и неприятностей, которые могут однажды с ними случиться, но как правило так и не происходят. Они стремятся к безопасности, хотя и не верят в нее по-настоящему. Ужас подстерегает их повсюду: в темных ночных подворотнях, на приеме у врача, в телевизоре и интернете их преследует призраки чужих страданий и смертей. Раковая опухоль страха разъедает фантазию, отравляя сознание метастазами вымышленных проблем. Иллюзия безопасности сковывает разум, остается лишь путь проторенный другими — дорога к старости, наполненной сожалениями о несделанном, когда оказавшись на пороге смерти человек осознает простую истину: не бывает счастья без риска потерять все, в том числе и саму жизнь.

2. Вымышленные заботы

Страх оправдывает бездеятельность. Человек отгораживается от мира стеной повседневных забот: работа, семья, шоппинг, кредиты, бессмысленные разговоры о маленьких радостях и глобальных проблемах, решить которые он не в силах. Человек бежит от себя в толпу, чтобы стать как все, а значит перестать быть собой, превратившись в безликую статистическую единицу со стандартным набором прав и обязанностей. Игра в повседневность заменяет ему жизнь, мировоззрение становится частью имиджа, всё напоказ и ничего внутри. Внутри лишь безликая машина потребления пищи и информации. Нет времени задуматься, нет времени остановиться, нет времени сказать «Хватит!» Машина желания пожирает саму себя, смерть для нее — избавление от постоянного голода. Потребитель стремится к смерти, которой боится больше всего на свете — таков парадокс безволия.

3. Вымышленные цели

Тотальная озабоченность повседневностью создает иллюзию осмысленности бытия. Человек учится достигать только тех целей, которые навязало ему общество: размножение, карьера, покорность авторитетам, добропорядочность и респектабельность. Изобретение смыслов — прерогатива богов и их наместников на Земле, удел всех прочих — безоговорочное исполнение приказов. Повсюду человека учат быть кем угодно, но только не самим собой. Общество, секты, одинокие гуру — все пытаются навязать людям свои вымышленные цели, вместо того, чтобы научить человека создавать свои собственные. Главный вопрос раба: «Что мне делать с моей жизнью?» Стремящийся к свободе человек делает, а не спрашивает чужих советов или разрешений. Слишком просто, чтобы быть правдой? Слишком сложно, чтобы стать явью.

4. Вымышленные средства

Навязав человеку вымышленные цели, общество предоставляет в его распоряжение вымышленные средства для их достижения. Средства эти настолько бессмысленны и неэффективны, что используя их человек никогда не достигнет желаемого, даже если проживет сотню жизней. Осел, который ходит по кругу вокруг колодца, качая воду для своего хозяина, никогда не доберется до воды. Чтобы утолить жажду нужно перестать быть ослом и слушать других ослов, которые советуют как лучше вращать рычаг чужого насоса. Невыносимая мысль для тех, кто успел отрастить длинные уши и научился покорно кричать «иа!» Общий для всех паралич воли рождает дефицит смыслов, и люди с охотой обращают свой взор к государству или к церкви в поисках оправдания собственного существования, но находят только безжалостные законы и мертвые ритуалы.

5. Вымышленные достижения

Слепая покорность никогда не сможет стать прочным фундаментом для тотальной системы подавления. Рабы нуждаются в надежде, что однажды они смогут обрести свободу, пусть не для себя, то хотя бы для своих детей. В действительности рабы производят только рабов, а замученные повседневными заботами родители лепят из отпрысков свои жалкие копии. Господствующий культ показного успеха имеет своих жрецов, окормляющих паству через средства массовой информации. Гламурная тусовка «звезд», порхающих с одного телеканала на другой, демонстрирует вымышленные достижения, к которым надлежит стремиться всякому разумному человеку в современном обществе. Эта выставка достижений современной пропаганды служит главной цели — пробудить в людях зависть, то есть принять их цели за свои собственные, отказаться от себя ради сиюминутного виртуального величия и сделаться заметной частью общей системы контроля и подавления. Многие становятся на этот путь, но есть и другие.

II. Перестать оглядываться

1. Нет прошлого

Подчинив страх перед вымышленными проблемами и неприятностями, отринув навязанные ему цели и средства, человек должен сделать второй шаг — перестать оглядываться на свое прошлое и других людей. Прошлое держит людей в тисках ностальгии и тоски по утраченному беззаботному детству. Былое сгинуло, оставив воспоминания, которым так приятно предаваться в черные дни. Человек отождествляет себя со своим прошлым так, словно оно продолжает где-то существовать, однако на самом деле от него не осталось ничего, кроме электрических импульсов в мозгу. Хуже всего, если человек начинает жить одним только прошлым, надеясь однажды повторить его и пережить снова — это тупик, погоня за вымышленной утопией. Прошлого больше нет, как нет и его власти над человеком. Лишь осознав это можно по-настоящему измениться.

2. Нет настоящего

Двусмысленность фразы «нет настоящего» требует двоякого истолкования. Прежде всего, не существует настоящего момента как неизбежной данности — есть лишь представления о том, что человек уже сделал и собирается сделать. Намерение может осуществиться и тогда оно канет в небытие прошлого, или не осуществиться, оказавшись в области несбыточного (или тоски по несбывшемуся). Только от человека зависит, в какую категорию попадет его возможный поступок. С другой стороны отрицание настоящего подразумевает под собой отсутствие самого человека как некоей однозначной определенности. Человек не есть что-то вечное и неизменное, но временное и непостоянное. Не существует фальшивых, поддельных людей в сравнении с которыми можно было бы вывести характеристики настоящего человека. Человек есть неопределенность, загадка в чужих глазах. Быть человеком — значит существовать за пределами любых попыток определить человека как данность.

3. Нет будущего

Будущее — это великая иллюзия человеческого ума. Людям кажется, будто они могут предсказать грядущие события, но почти всегда их прогнозы оказываются ошибочными. Ожидаемые неприятности так и не происходят, зато случаются совершенно иные, о которых нельзя было и помыслить. Распланированную на десятилетия вперед жизнь обрывает автомобильная катастрофа, а в обломках несбывшихся надежд зачастую обнаруживаются неожиданные подарки судьбы. Разница между людьми заключается в том, что одни упрямо продолжают следовать намеченному плану, когда мир вокруг рушится и не остается никаких шансов на успех, а другие действуют спонтанно, ориентируясь на быстро меняющиеся обстоятельства. Воспитание обывателей можно сравнить с подготовкой моряков, которым внушили мысль, будто океан всегда будет спокоен и тих. Попав в первый же ураган такие моряки погибнут, если будут действовать так, словно ничего не происходит. Тем, кто страшится непогоды, лучше вообще не покидать берега.

4. Нет других

Интеллектуалы изрядно поднаторели в придумывании так называемых «проклятых вопросов»: кто виноват? что делать? и так далее. На самом деле есть только один вопрос, становящийся проклятием для вопрошающего: «А что подумают обо мне другие?» В нем можно обнаружить многие черты, которые отнюдь не украшают человека: мнительность, закомплексованность, подхалимство, несамостоятельность и неуверенность в себе. Единственный правильный ответ на этот вопрос звучит так: «Не важно». Не имеет абсолютно никакого значение, что подумают о тебе другие люди, потому что не они живут твоей жизнью, не им принадлежат твои победы и поражения, твои страдания и счастье, твои мечты и твои тайны. Для того, чтобы оправдаться в их глазах, тебе придется рассказать им всю свою жизнь так, чтобы они поняли каждое движение твоей мысли, а это в принципе невозможно, потому что в каждом человек стремится видеть прежде всего себя самого. И каждый видит в других себя, а других не видит, и никакие объяснения здесь не помогут. Других нет, они — всего лишь отражение твоих страхов или надежд.

5. Нет тебя

Действовать так, словно тебя нет, значит учиться быть собой. Человек — это не столько то, что он воображает о самом себе, но в большей степени то, что думают о нем другие. Не быть помойным ведром для чужих мыслей, страхов, надежд и фантазий, поступать спонтанно, отринув привычки и стереотипы, давать неожиданные ответы на опостылевшие вопросы, прокладывать другие дороги в обход расставленных ловушек и капканов, не поддаваться на провокации, не навязывать другим представления о себе, не бояться писать поперек разлинованной бумаги, а может и вовсе в отсутствие таковой, достичь состояния прозрачности алмаза, очистившись от старых обид и желаний, стать текучим как вода и неуловимым как огонь, постичь искусственность любого учения, любой идеологии, любой личности и любого определения, не загонять себя насильно в рамки, которые никогда не бывают достаточно широкими, чтобы вместить всего человека без остатка и осознать собственное сознание в отрыве от иллюзорных причинно-следственных связей как исток всего — вот указание на путь к себе.

III. Отпусти должников

1. Тебе никто не должен

Никто не обязан слушать тебя, любить тебя или восхищаться тобой. Никто не обязан протягивать тебе руку помощи в трудной ситуации или гнать тебя вперед, когда тебе лень даже пошевелиться. Любая помощь может быть только добровольной, в противном случае она превращается в отраву или в кандалы. Тот, кто кормит тебя, — владеет тобой. Тот, кто предлагает свою любовь в обмен на подчинение, — унижает тебя. Тот, кто ненавидит тебя, требует, чтобы ты замарал себя ответной ненавистью. Обмен дарами укрепляет обоих, но обмен ядом — ни что иное как взаимное самоубийство. Брать не больше, чем нужно, и не требовать непосильного. Отдавать не меньше, чем возможно, и не обещать лишнего. Здесь никто никому ничего не должен, и только мечты об Утопии принадлежат всем и никому конкретно.

2. Ты никому не должен

Психология должника — проклятие современного человечества. Сначала людей убеждают в том, что они обязаны отдавать долг Родине, служа в ее армии, а потом посылают их убивать миллионы незнакомых людей и погибать от их рук. Сначала человеку говорят, что он в долгу перед государством, а потом на протяжении всей жизни карают налогами и другими поборами, высасывая жизненные силы. Детям вдалбливают, что они должны любить родителей, но не говорят за что. Взрослым говорят, что они должны подчиняться чиновникам, большинство их которых слишком никчемны, чтобы заслужить хотя бы презрение. Слово «должен» звучит отовсюду, словно похоронный звон по почившей свободе. «Долг» — это всего лишь слово, бессмысленное для того, кто познал «я могу» и «я хочу». Любовь по принуждению называется изнасилованием, насильственный долг именуется рабством и никак иначе.

3. Контроль и безопасность

Инстинкт самосохранения заставляет людей подчиняться магическому слову «безопасность». Хорошо всё, что безопасно. Свобода сопряжена с риском и непредсказуемыми последствиями, следовательно, ее нужно исключить из числа возможных вариантов поведения. Последствия свободного принятия решений могут нести угрозу не только человеку, но и окружающим. Пример успешного нестандартного поведения чреват смутой — этот переход от удивления («а так можно?») к сомнению («а почему бы и нет?») сегодня принято называть «экстремизмом». Сомнения — путь к революции в сознании, скованном святыми догмами долга. Стремление сохранить контроль над массами заставляет вращаться быстрее маховик репрессивного аппарата, и в уголовном кодексе появляются новые статьи «об оскорблении чувств верующих», «об отрицании семейных ценностей и авторитета власти». Абсурдность требования принудительного уважения никого уже не волнует. Власть отбрасывает маску «доброго пастыря», под которой обнаруживается жестокое лицо божественного тирана, жаждущего безоговорочного подчинения, страха и как это ни парадоксально — любви.

4. Свобода и риск

Образно выражаясь, свобода — это смелость плюнуть в лицо тирану и его социальным клонам, рискуя собственным благополучием и, возможно, жизнью. Но если этого не сделать, то жизнь совершенно точно будет потеряна, потому что она никогда не принадлежит рабу. У раба нет ничего своего: ни тела, ни чувств, ни мыслей — все это находится в собственности его хозяина и представляется как великодушный и милосердный дар, на который раб может ответить лишь беззаветным служением. Парадоксальным образом сама свобода начинает представляться как подарок хозяина. Тиран дает людям «свободу», чтобы они безропотно служили ему — сотворенным им идолам «классовой борьбы», «экономического роста» или «диктатуры закона». Плевок в лицо тирану заключается в отказе от его даров — это отказ тирану в праве одаривать других своей милостью в обмен на лояльность и послушание.

5. Непредсказуемость

Свобода непредсказуема. Она не знает кредитов и долговых расписок. Ее невозможно положить на счет в банк, что получать проценты и жить припеваючи. Она не одалживается и превращает своих должников в слуг. Рабы ей попросту не нужны. Свобода не унижается, не ждет подачек, не кланяется перед идолами Равенства и Справедливости. Она не составляет расписаний, не ищет оправданий и прецедентов, она сама себе оправдание и прецедент. Ей не нужны примеры, учителя, поводыри, регулировщики, контролирующие инстанции, отведенные места для выгула и стандарты сертификации. Она не признает званий, чинов и табелей о рангах, не поддается дрессировке, не прыгает через горящие кольца на потеху публике, не спешит к начальнику с отчетами и доносами, не ждет подходящего времени или обстановки. Она либо случается, либо нет.

IV. Делай сам

1. Ты не знаешь, что тебе нужно

Современный человек сам не знает, чего хочет. Оттого он с готовностью хватается за любую цель, будь то покупка нового телефона или карьера в успешной фирме, лишь бы занять чем-то свою жизнь. С детства его учили подчиняться, ходить строем, бороться за дефицит любви или уважения, переживать унижения и унижать других. Всякий раз при принятии решения его разум попадает в ловушку ложного умозаключения: цель, к которой стремятся миллионы, хороша уже потому, что столь многие ее вожделеют, а значит нужно бежать вместе со всеми и постараться достигнуть ее первым. Одним удается достигнуть несколько таких целей за свою жизнь, иные до старости мечутся между вожделенными идолами, не добиваясь ничего, но мало кому удается остановиться на секунду и задуматься над вопросом: «А чего я на самом деле хочу?»

2. Только ты знаешь, что тебе нужно

Только сам человек может ответить на этот вопрос. Проблема в том, что на него оказывает порочное воздействие магия больших чисел. Живя в большом городе, быть может даже в мегаполисе, трудно отделить себя от окружающих настолько, чтобы разобраться в своих потребностях и желаниях. Проще всего вообразить себя живущим на необитаемом острове одиночкой и спросить себя: «Чего я хочу? Власти? Над кем? Денег? Для чего? Любви? Разве я умру без всего этого? Тогда зачем мне нужны власть, деньги и любовь?» Ответ на последний вопрос достаточно прост: прежде всего человек хочет быть, и чем меньше он ощущает собственное бытие, тем больше внешних символов существования ему нужно для компенсации этого недостатка бытия. Если мы отбросим все эти удостоверяющие документы, собственность, жажду славы и внимания, то что останется от человека кроме его вопрошания?

3. Вор, бедняк, скряга

Вор крадет бытие у других. Он хочет постоянно купаться в лучах славы, гипнотизируя своих последователей и почитателей сладкими речами, экстравагантными выходками и глупыми поступками. Он постоянно пытается завладеть вашим вниманием, украсть ваше время, а еще лучше — на долгие годы поселиться в ваших мыслях, подобно главному герою ежедневных выпусков новостей на государственных телеканалах. Бедняку не нужно так много, ему вполне хватит любящей жены, детей, коллег по работе и приятелей, у которых можно украсть часок-другой, чтобы не ощущать себя абсолютно пустым местом. Скряга дорожит своим временем. Он не хочет знать ничего и никого. Обнаружив в себе крупицу мертвого бытия, он думает, что нашел истину — с нею и умирает.

4. Ты пуст

Человек изначально пуст, и многие воспринимают эту пустоту как призыв наполнить ее всяким мусором: бесполезной информацией, догмами, стереотипами, мнениями и прочими глупостями, чье иллюзорное существование длится не дольше, чем жизнь плоти. В человеке нет ничего, что можно назвать человеком, взвесить, измерить и наклеить подходящий ярлык или ценник. Пустота человек не может быть заполнена ни книгами, ни развлечениями, ни общением с другими — все исчезает в ней без остатка, и только пустота остается неизменной. Иллюзия обретенной истины или повседневных забот защищает человека от прямого столкновения с внутренней пустотой, отделяющей самообман от самоубийства. Страх перед нею сильнее ужаса смерти, оттого заточение в одиночной камере считается едва ли не самым жестоким наказанием из возможных. Осознание собственной пустоты — благо, которое сегодня считается величайшим проклятием.

5. Ты полон

Внутренняя пустота означает отсутствие данности. Человек не есть что-то или нечто, но именно поэтому он и может стать чем-то или кем-то. Из творческого потенциала пустоты рождается все, что составляет природу человека от страшных злодеяний до гениальных произведений искусства. Человек — это пустой мешок, из которого можно достать все что угодно. Сколько бы ты ни кидал в пустоту, она не станет от этого полнее, и сколько бы ты ни черпал из нее, она не сделается еще более пустой. Этот секрет недоступен тем, кто привык воровать чужое бытие, жить чужими мыслями и идеалами, потреблять и создавать на продажу, но никогда не творить из себя и для себя. Люди — спящие танцоры на краю бездны.

V. Начни просыпаться

1. В плену сновидений

Быть может ты никогда не сможешь проснуться, однако в твоей власти сделать свои сновидения осознанными. Спать, зная что спишь, — значит бодрствовать во сне. Некоторые вопрошают «зачем просыпаться?» подобно закоренелым алкоголикам, спрашивающим, зачем им бросать пить? Для алкоголика нет жизненных целей за пределами его болезни, и точно так же многие сновидцы не видят никакого смысла в пробуждении. Жить как все, умирать как все — можно ли желать иной участи? Чужое стремление к пробуждению подозрительно и неприятно уже потому, что она ставит под сомнения основы миропорядка, кажущиеся незыблемыми и неизменными. Всё — сон, но разве может быть иначе? Какая выгода в пробуждении, ведь для бодрствующего не существует всех этих прекрасных иллюзий и чарующих галлюцинаций, спасающих людей от бездны отчаяния. Проснувшийся знает разницу между водой и сном о воде, однако для стремящихся к пробуждению сомнения в избранном пути могут оказаться гибельными.

2. Открытие мира

Мир — это все, что невозможно выразить словами. Слова нужны для обмана, ими описывают только иллюзии, поработившие сознания. Сколько миллиардов слов было написано о боге, которого никто не видел. Сколько было сказано о светлом будущем, о сущности человека и о том, каким о должен (кому должен?) быть. Сколько идеологий, учений и мировоззрений нашли свое отражение в текстах, не имеющих ни малейшего отношения к действительности. Посему человеку, желающему открыть для себя подлинный мир, следует в первую очередь научиться молчать, а не подменять реальность описанием примитивных и упрощенных ее картин. Всякий, кто говорит: это хорошо, а это плохо, это приятно, а это не приятно, это правильно, а это не правильно, пребывает во сне. Это есть это, и всякое дополнение лишь плодит иллюзии.

3. Разбить свое зеркало

Слепое подражание — серьезное препятствие на пути к пробуждению и обретению себя. Мерить себя чужой меркой, считать себя лучше или хуже других, стремиться в толпу, но при этом считать себя выше нее — ничто из этого нельзя назвать разумным поведением. Когда человек превращается в зеркало, в котором отражаются чужие вкусы, привычки, манеры, мнения и стереотипы, единственный способ узнать, что скрывается за ним, состоит в том, чтобы разбить его — перестать быть отражением, в котором окружающие ищут подтверждение собственной правоты или оправдание своему безволию. Стать собой — значит прекратить попытки сделаться кем-то другим и любоваться своим фальшивым отражением в чужих зеркалах. В жизни, как и в школе, главной наградой за хорошие оценки становится более тяжелое ярмо, чем у троечников.

4. Разбить чужие зеркала

Обратная сторона этого зеркала заключается в привычке видеть в других отражение своих страхов, комплексов, желаний и надежд. Человек не способен разглядеть в другом то, чего нет в нем самом. Оттого обманщик подозревает всех во лжи, жулику повсюду мерещатся воры, а скряга оправдывает свою жадность мыслью, будто остальные только и мечтают поживиться за его счет. Если ты видишь в человеке что-то неприятное, значит оно находится в тебе, а не в другом. Как во сне мы наделяем всех персонажей сновидения своими качествами, так и в обычной жизни нас повсюду преследуют наши ошибки, недостатки или тайные желания, приписываемые окружающим. Пробужденный не видит снов, он видит людей такими, какие они есть, то есть запутавшимися в сетях иллюзий существами с закрытыми глазами, обращенными к внутренней пустоте.

5. Осознанные сновидения

Нужно отдавать себе отчет в том, что попытка проснуться может окончиться неудачей. Никто не гарантирует успеха и безопасного прохождения всех испытаний. Однако из сказанного вовсе не следует, что во сне не нужно пытаться достичь состояния осознанности. В конце концов, сон и явь — это просто метафоры для обозначения чего-то неописуемого на обычных человеческих языках. Многое можно сделать даже не просыпаясь: победить страх перед вымышленными проблемами и другими людьми, отказаться от навязанных целей и способов их достижения, освободиться от власти прошлого, разоблачить ложные представления о самом себе, отказаться от иллюзии безопасности и веры во всемогущество власти, обуздать желания и открыть мир заново, осознать себя как пустоту и как исток всего, разбить зеркала и осознать природу сновидений, порожденных страхом перед чистым бытием — вполне достаточно для того, чтобы называть себя человеком по праву, а не по привычке.

Tannarh, 2013 г.

Оставьте комментарий