Хранители Реальности

Мысль о значительном влиянии людей на происходящие во Вселенной процессы тонкой линией проходит сквозь мифологию многих народов, однако наиболее полное и яркое свое воплощение она нашла в книге Джозефа Авеллана «Хранители», изданной в конце 70-х годов на пике популярности движения New Age. Хранители Авеллана чем-то похожи на Великих Учителей из теософской доктрины, хотя они никого не учат и стараются вообще не вмешиваться в ход развития человечества. Их основная задача заключается в том, чтобы поддерживать реальность такой, какая она есть, и не допускать ее искажения враждебными силами. Непрерывно медитирующие Хранители наблюдают мир особым образом, сохраняя в неизменности его основные законы, физические константы и причинно-следственные связи. Если они перестанут это делать, наступит хаос, который обрушит мироздание и превратит Вселенную в пустое необитаемое место.

В отсутствие Хранителей каждый человек мог бы самим фактом наблюдения или силой мысли влиять на ход событий, подстраивая реальность под свои сиюминутные интересы и корыстные желания. А поскольку большинство людей совершенно не разбираются в том, как устроена Вселенная, подобные неконтролируемые вмешательства очень быстро закончились бы гибелью всего живого на Земле. Хранители безупречны в нравственном отношении и лишены эгоистических потребностей, что наделяет их великой силой и одновременно огромной ответственностью. Они лишь наблюдают и никогда не вмешиваются, даже если милосердие требует от них проявить свою волю ради спасения человеческой жизни. Они не ходят по воде и не воскрешают мертвых, потому что знают: любое самовольное вмешательство в механизм Вселенной чревато непредсказуемыми катастрофическими последствиями для всех ее обитателей.

Дар Хранителя вносит мощный элемент нестабильности в структуру мироздания, поэтому их число на Земле никогда не превышает семи. Хранители живут очень долго, но они не бессмертны. Когда один из них умирает, другие ищут ребенка с подходящим потенциалом и обучают его своему искусству. Хранителем может оказаться кто угодно, любой неприметный человек будь то монах, опустившийся забулдыга[1] или старый отшельник в горах. В деле маскировки они достигли безупречности, поскольку им приходится скрывать свои истинные способности от людей, обличенных властью или желающих эту власть заполучить.

Первые Хранители появились в доисторическую эпоху хаоса и неопределенности, когда едва осознавшие себя люди только начали формировать космос[2] путем наблюдения и фиксации его в памяти (см. также легенду о Шаманском Камне). Так возникла определенная картина мира, определяющая свойства окружающей действительности наиболее благоприятным для древних людей образом. Однако впоследствии выяснилось, что некоторые особо одаренные представители человечества или большие сообщества людей могут изменять эту картину, подстраивая реальность под себя, что грозило полным вымиранием жизни на Земле в результате тотальной войны за право управлять законами мироздания. В результате появился орден Хранителей, поставивший между людьми и Вселенной прочный заслон из единственной и неизменной картины мира, о которую как о броню и по сей день разбиваются любые попытки наивных мечтателей «управлять событиями с помощью силы мысли».

Власть Хранителей распространяется не только на настоящее, но и на прошлое. Допустим, если бы они решили, что Третий Рейх существует в наши дни, то история изменилась бы таким образом, чтобы Гитлер одержал победу во Второй мировой войне, причем эти изменения могли затронуть весьма отдаленные события предыдущих веков. Звучит как фантастика, между тем в квантовой механике был поставлен ряд опытов, доказывающих такую возможность для отдельных частиц[3]. Внеся изменения в общую картину мира, Хранители поменяли бы степень вероятности тех или иных исторических событий, которые должны будут привести к новой версии настоящего. Однако для того, чтобы подобные изменения могли состояться, их должны поддержать все Хранители. Если между их картинами мира появятся отличия, в повседневной реальности начнут появляться мелкие сбои и эксцессы, которых вовсе не должно быть. Авеллан утверждает, что именно это и происходит на протяжении нескольких последних тысячелетий.

По мнению Авеллана в далеком прошлом один из Хранителей оказался не столь безупречен, как того требовали его обязанности, и решил изменить мир по собственной воле. В результате между ним и остальными Хранителями началась война, которая продолжается и по сию пору. Здесь Авеллан весьма вольно трактует миф о «Падшем ангеле», пытаясь объяснить всевозможные аномальные явления, случайные совпадения и чудеса, происходящие время от времени в разных уголках Земли. «Падший ангел» не способен в одиночку поменять реальность до тех пор, пока не убьет (или не переубедит) остальных Хранителей, защищающих мир от его натиска. Однако ему вполне по силам вносить в ткань реальности временные несущественные искажения вроде НЛО, явления святых или эффекта синхронистичности. Таким образом он проверяет оборону Хранителей на прочность, выискивая в ней слабые места, а Хранители в свою очередь пытаются оперативно гасить созданные им искажения, сверяясь со своей картиной мира.

Кажется, что правда в этом конфликте целиком и полностью на стороне Хранителей, и все же Авеллан не боится рассматривать другие возможные варианты. Не исключено, что точка зрения «Падшего ангел» тоже имеет право на существование. Он хочет переписать картину мира, которая оставалась неизменной на протяжении десятков если не сотен тысяч лет. Но ведь люди с тех пор проделали огромный путь, и сегодня им становится тесно в рамках старого мировоззрения. Квантовая механика уже уперлась в границы здравого смысла, а кое-где даже отчасти преодолела их[4], многие проблемы капиталистической системы в принципе невозможно решить, оставаясь в ее тесных рамках, а количество людей, по-настоящему довольных своей жизнью, стремительно приближается к нулю. Гибридные войны, вездесущая реклама, пропаганда, терроризм, спонтанные вспышки насилия, пустыни вместо полей, химия вместо еды, коррупция, неравенство, контроль и удушение свобод — весь мир на взводе, и никто не знает, что с этим делать. Хранители игнорируют нарастающее напряжение, а «Падший ангел» пытается воспользоваться им в своих целях, способствуя пропаганде альтернативных учений, концепций и точек зрения. Расшатывая реальность в умах людей и подтачивая их способность отличать реальное от нереального, он собирает целую армию, которая однажды сможет совершить переход к новой картине мира и изменить Вселенную на свой лад. Тогда старые Хранители будут уже не нужны, и их место займет каждый человек, достигший просветления и наивысшего уровня духовности.

По крайней мере, Авеллану хотелось бы в это верить. Сохраняя вначале показную беспристрастность он, тем не менее, к концу книги фактически принимает сторону взбунтовавшегося Хранителя и сыплет грозными предупреждениями о том, что человечество сметет любые преграды на пути своего развития, и поэтому шестерым Хранителям придется пойти на определенные уступки, иначе накопившиеся между странами и людьми противоречия сдетонируют в ядерный апокалипсис. Мысль о медленном загнивании человечества в тоталитарном потребительском концлагере, где все лагерное имущество куплено самими заключенными в кредит, который они будут отрабатывать до смерти, никому из сторонников New Age в те годы просто не приходила на ум. Однако, судя по всему, именной такой сценарий и разворачивается на наших глазах.

Когда Авеллан писал свою книгу, революция хиппи уже сошла на нет, оставив после себя горький привкус упущенной возможности облагородить умы людей. Близился миллениум, манивший одних обещанием скорого Конца Света, а других — мечтой о глобальном Переходе В Новое Состояние Сознания. Люди хотели перемен, но ничего не изменилось ни в январе 2000-го, ни в декабре 2012-го. И вряд ли изменится в обозримом будущем, ведь пассивное ожидание перемен стало таким же неизменным элементом обыденности, как и полное их отсутствие на практике.

Tannarh, 2016 г.


[1] Одурманивающие и галлюциногенные вещества не оказывают влияния на просветленный ум. Многих хиппи, ездивших по Индии и угощавших местных йогинов запрещенными веществами, необычайно удивлял этот факт. Правда, они не сумели сделать из него логичный вывод: химические галлюцинации не способствуют просветлению, а свидетельствуют о его отсутствии.

[2] Авеллан имеет в виду космос как философское понятие упорядоченного мира в противоположность хаосу. С его точки зрения в этот период Луна действительно не существовала, пока на нее не смотрели, вернее она находилась в состоянии неопределенности. Со временем люди обратили на нее внимание и постепенно сформировали ее облик. Однако еще  в 17-ом веке она была неустойчива в восприятии, поэтому ее рисунки, сделанные Галилеем с помощью телескопа, совершенно не похожи на то, что мы наблюдаем сегодня невооруженным взглядом.

[3] Речь идет об эксперименте Уилера с отложенным эффектом. См., например, http://geektimes.ru/post/251826 или https://nplus1.ru/news/2015/06/12/atoms-backward-causation. У этого опыта есть еще одно неожиданное следствие. Если с помощью сложных технических устройств вроде LISA или BBO человек станет наблюдателем Большого Взрыва, то самим фактом наблюдения он повлияет на вектор развития Вселенной, которая из всех возможных вариантов предпочтет такой, чтобы в ней появился именно этот наблюдатель. Иными словами, создателем Вселенной, Земли и человечества может оказаться любой задрот-лаборант, нажавший на нужную кнопку)

[4] Кот Шредингера, интерференция одиночных фотонов, квантовая запутанность и т.п.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s