Сюжеты тоталитаризма

Артхаусное кино часто упрекают в отсутствии внятного сюжета, однако именно это и роднит его с реальной жизнью. Жизнь в самом широком смысле этого слова вообще лишена сюжетности, хотя отдельные биологические субъекты могут иногда придавать своему существованию какой-то особый смысл. Однако смысл — это не сюжет, а цель или зачастую всего лишь неуклюжее оправдание собственного бытия.

Жизнь бессюжетна и этим скучна, поскольку подавляющее большинство людей воспитываются на простых и понятных историях, в которых присутствует определенная последовательность событий, ведущих к желаемому результату. В детстве ребенку рассказывают сказки, затем их сменяют книги, фильмы и компьютерные игры, где сюжет является главным элементом, подчиняющим все остальные.

В этом нет ничего страшного до тех пор, пока люди не начинают переносить свои культурологические привычки на реальную жизнь. Ведь когда человек начинает верить в то, что у жизни тоже есть сюжеты или, что гораздо опаснее, один-единственный Великий Сюжет, открывается бездна, полная самых различных демонов и чудовищ, способных не только поработить человечество, но и даже уничтожить его.

Эволюция и история, как мы теперь знаем, не имеют ни сюжета, ни цели, ни смысла, поэтому любую картину мира, добавляющую сюжетность к биологическим и историческим процессам, следует считать искаженной. Типичной искаженной картиной мира в наше время является религия. Например, утверждение вроде «Христос пришел, чтобы искупить грехи человечества» — это сюжет, породивший множество других сюжетов, затмивших реальность в головах некоторых христиан вплоть до полного отрицания действительности. В схожих искаженных картинах мира живут теософы, эзотерики и сектанты, рассуждающие о Великих Учителях, духовной эволюции человечества и спасении избранных. Данные сюжеты так же не имеют никакого отношения к реальности.

Другой, не менее очевидный пример, — альтернативная история, сторонники которой с маниакальным упорством пытаются структурировать мировую историю с помощью известного набора сюжетов. Например, альтернативщиков категорически не устраивает, что пирамиды на плато Гизы возникли в результате долгого «скучного» процесса социальной, политической и технологической эволюции древнеегипетского общества. Все это слишком похоже на артхаус, где фильм может идти восемь часов, а на экране так ничего и не взорвется. Поэтому альтернативщики придумали сюжет, а точнее сразу два: во-первых, пирамиды построили инопланетяне, а, во-вторых, ученые это скрывают благодаря существующему всемирному заговору «официальной науки» против «неудобной» Истины.

Хорошие сюжеты всегда должны строиться вокруг борьбы двух непримиримых сторон: Бог и Дьявол (христианство), правоверные и неверные (ислам), Белое Братство и Черная Ложа (теософия), арийские и семитские народы (нацизм), капитализм и коммунизм (СССР), мировая закулиса и ее разоблачители (конспирология), сторонники палеоконтакта и официальная наука и т.д. Всякий раз, когда речь заходит о борьбе «добра» со «злом» в рамках черно-белого мировоззрения, мы должны понимать, что имеем дело с искаженной картиной мира, построенной вокруг очередного сюжета, навязанного реальности.

Благодаря простоте искаженные картины мира часто используют в своих целях тоталитарные режимы. Например, миф о неизбежном наступлении коммунизма в результате развития общества позволил советской пропаганде создать сюжет о борьбе с капитализмом, во имя которой просто-таки необходимо жертвовать комфортом, свободой, а если партия прикажет, то и жизнью. Понятное дело, что ни тем, ни другим, ни третьим сами советские руководители никогда не жертвовали и не собирались.

В современных условиях, когда у большинства людей развитых стран есть постоянный доступ к самой разной информации, тоталитаризм действует немного мягче, но по-прежнему весьма примитивно. Работа ведется по нескольким направлениям, иногда последовательно, но зачастую одновременно.

Во-первых, высмеивается и целенаправленно маргинализируется современное бессюжетное искусство, например, западное. Так Малевич давно уже стал пугалом в среде доморощенных искусствоведов из подворотен, а слова «абстракционизм» и «постмодернизм» — едва ли не ругательствами.

Во-вторых, широкое распространение в подконтрольных государству СМИ получают всевозможные «альтернативные» и религиозные теории, приписывающие особый смысл существованию человечества вообще и проживающим на определенной территории людям — в частности (народ-богоносец и т.п.).

В-третьих, в сознании массового человека всеми способами дискредитируются области научного знания, в которых утверждается случайность появления Вселенной, жизни и человека. Под ударом, как правило, оказываются теории абиогенеза, дарвиновской эволюции и самоорганизации материи, исключающие необходимость вмешательства и контроля со стороны высших сил. Тоталитарные режимы одержимы идеей контроля, поэтому любые стихийные процессы, воспринимаются ими как потенциально опасные.

В-четвертых, распространяются всевозможные конспирологические теории, призванные убедить людей в том, что на Земле давно идет невидимая борьба между «хорошими» (правильными, духовными) людьми и их «плохими» (неправильными, бездуховными) врагами, причем «плохие» пытаются не только победить «хороших», но и всячески развратить их, лишив «духовности». Соответственно, любой, кто не разделяет ценности и духовность «хороших», автоматически становится их врагом со всеми вытекающими последствиями.

В-пятых, поведение сторонников иных точек зрения и назначенных во враги лидеров иностранных государств преподносится в тоталитарных СМИ как ошибочное, глупое и даже безумное в противовес абсолютно правильным и логичным решениям национального лидера, озабоченного спасением своей страны. У массового потребителя пропаганды намеренно создается впечатление, будто весь остальной мир сошел с ума и движется по пути полного самоуничтожения.

И, в-шестых, происходить героизация верховной власти, которая готова бесстрашно бороться с мировым злом во всех его проявлениях во имя счастья и процветания своего великого самобытного народа. Причем власть присваивает себе неограниченное право контролировать граждан, дабы своевременно очищать и ограждать общество от многочисленных внутренних врагов.

Таким образом создается классический сюжет с героем (власть), злодеем (Запад, США, терроризм, нужное подчеркнуть) и красавицей (народ), которую необходимо спасти. На его основе формируется искаженная картина мира, обязательная для всех граждан тоталитарного государства, а все прочие политические картины мира объявляются ошибочными, ложными или преступными. В данной модели главной задачей власти является не улучшение жизни народа, а его постоянная и неусыпная защита от бесчисленных недругов — ничего другого народ требовать от власти не в праве, поскольку находится в ужасающем положении, и только полная сосредоточенность власти на борьбе с врагами может спасти страну от порабощения и уничтожения враждебными силами.

В отличие от недавнего прошлого, современные тоталитарные режимы прекрасно уживаются с религиозными организациями, при условии, что те полностью встраиваются в государственную структуру и выполняют в ней сугубо идеологические функции. Религия обеспечивает тирана дополнительным сюжетом, легитимизующим его власть в глазах верующих, а в обмен власть защищает «религиозные чувства» своих сторонников от любой критики в их адрес. В результате, тиран становится не просто хитрым и агрессивным приматом, оказавшимся на вершине иерархической пирамиды благодаря собственной жестокости, высокой приспособляемости к сложившимся условиям и случайному стечению обстоятельств, а «помазанником божиим», избранным самим Проведением для осуществления великой миссии по спасению вверенного ему Господом народа.

В рамках такой картины мира дарвинизм становится слишком неудобной концепцией, позволяющей образованным людям смотреть на любого национального лидера, патриарха или местного царька как на обычного доминантного самца с заурядным набором мотивов и целей, подробно описанных в любой толковой книге по этологии человека. Отсюда происходят постоянные нападки на Дарвина в подконтрольных государству СМИ и стремление если не изгнать дарвинизм из школы совсем, то хотя бы низвести его до уровня заурядной теории в ряду многих других.

При современном тоталитаризме научное мировоззрение становится эзотерическим, то есть скрытым от внимания широких слоев общества за мишурой религиозных и антинаучных домыслов, заполняющих информационное пространство и головы простых людей. Государство стремится поставить пропаганду науки под жесткий контроль, безжалостно уничтожая любые благотворительные фонды и НКО, занимающиеся популяризацией научного взгляда на мир, в котором тиран — всего лишь примат, подчиняющийся биологическим законам, как и все остальные. Тиран должен быть всегда над законом, а над тираном — только Господь Бог. Отрицать Бога (режиссера, автора пьесы) — значит отрицать право тирана (главного героя) на неограниченную власть, именно поэтому при современном тоталитаризме за фразу «Бога нет» вполне можно получить реальный тюремный срок.

Тоталитарный режим признает лишь ту науку, которая способствует увеличению его военной мощи и контроля над населением, однако ничто не мешает ему запретить или хотя бы ограничить распространение информации о «вредных» научных теориях, противоречащих религиозной картине мира, обожествляющей власть в рамках господствующего Сюжета о неслучайности всех мировых событий, включая господство тирана. Отсюда следует, что одним из эффективных средств борьбы с тоталитарной идеологией за умы граждан является популяризация научных теорий и концепций, опровергающих искаженную тоталитарную картину мира.

Необходимо отучать людей верить в реальность придуманных кем-то в своих корыстных целях сюжетов, будь то конспирология, мировая борьба «добра» со «злом» или богоизбранность власти. Мир — не театр, а люди в нем — не актеры, разыгрывающие заранее написанную для них пьесу. Вселенной управляют безликие и безразличные к человечеству процессы, и любой жадный до власти примат остается приматом в независимости от того, какое место он сумел занять в общественной иерархии.

Tannarh, 2016 г.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s