Джеймс Энсор

Компиляция из разных источников

Я с радостью спрятался в одиночестве, где миром правит могущественная и сверкающая маска.
Джеймс Энсор

Биография

Джеймс Энсор. Автопортрет (1889)

Автопортрет (1889)

В свое время критика постоянно устраивала жесткие нападки на творчество бельгийского художника Джеймса Энсора, методично выискивая в его работах недостатки; живописец по-философски реагировал на эти выпады, а со временем, за вклад в развитие бельгийского искусства, его произвели в рыцари ордена Леопольда, король пожаловал ему титул барона, но главное, он заслужил звание национального героя, а его творчество способствовало признанию Бельгии страной, имеющей свою живопись.

Отцом Джеймса Сиднея Эдуарда Энсора был инженер из Англии, познакомившийся в курортном городе Остенде с коренной фламандкой, содержавшей устричную лавку. Семейная жизнь продолжалась недолго, и вскоре Энсор отправился в США, где после неудачных торговых операций пристрастился к спиртному, а возвращаясь в Европу, умер. Джеймс, появившийся на свет 13 апреля 1860, практически не знал своего родителя. В лавке, подрастающий Энсор помогал торговать экзотическими диковинками, сувенирами из дальних стран, карнавальными масками, и в будущем, эти предметы, ассоциировавшиеся у него с детскими годами, стали основой для ряда его будущих картин.

Способности к рисованию проявились у мальчика в раннем возрасте, мать оплачивала его частные занятия у двух художников. В 15 лет он рисовал на обычном картоне пейзажи и виды родного города, при этом точная передача атмосферы, а главное — точность видения, свидетельствовали о наличии таланта.

Джеймс Энсор. Морской пейзаж (1880)

Морской пейзаж (1880)

Понимая, что избранный путь служения живописи невозможен без академического образования, в 1877 Энсор поступает в брюссельскую Академию Художеств, в которой занимается до 1881. Здесь он тяготится учебой, поняв, что официальное обучение не позволяет ему реализоваться как живописцу, и начинает самостоятельно развивать свой творческий потенциал. Занимаясь «самообразованием», Энсор посещает музеи, выставки, тщательно изучая стиль мастеров прошлого, а также делая наброски с произведений старых фламандцев и голландцев. Постепенно, его работы приобретают импрессионистскую линию, но не в чистом виде, с ее четкой передачей цвета, а в смягченном варианте, с упором на полутона; иногда этот вариант импрессионизма называют «бельгийским».[1]

В 1879 начинается «темный период» его творчества, который продлится приблизительно до 1882. В это время он пишет три небольших автопортрета, для которых характерна тревожная острота видения, подчеркнутая, как ни странно, пастозностью. Бельгийский вариант импрессионизма, который придавал больше значения полутонам, чем четким цветам, смягчает буржуазные интерьеры, образы которых навеяны повседневной жизнью Остенде («Дама в голубом», 1881, «После полудня в Остенде», 1881). Эта же реалистичность и мастерство исполнения характеризуют и натюрморты Энсора, созданные в те годы («Натюрморт с китайскими безделушками», 1880) и оказавшие влияние на Пермеке.

Джеймс Энсор. Пьяницы (1883)

Пьяницы (1883)

В 1882 осветление палитры сопровождается быстрой эволюцией самого духа творчества художника. Джеймс Энсор, страдающий от посредственности культурной среды Остенде, находит приют и понимание в Брюсселе у Эрнеста и Марьетт Руссо, которые стали первыми покупателями его картин. Он начинает выставляться, хотя и не без трудностей, и принимает участие в таких выставках в Брюсселе, как «Кризалид», «Эссор». В 1884 он становится одним из основателей группы «Двадцати», которая, однако, никогда полностью не принимала его взглядов. Отныне особое место в тематике его картин занимают маски карнавала в Остенде с их психологическими и эстетическими отношениями. Маска появляется в 1879 как сцена карнавала («Маска, смотрящая на негра-фокусника»), но наиболее значительные картины на эту тему были созданы в 1887-1891.[2]

В 1883 г. Энсор отказался от импрессионистической манеры и незатейливых бытовых сюжетов. Тема, начатая живописцем в 1883 году — взгляд на человеческое общество как на маскарад. Слова английского писателя Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица», в полной мере отражали мировоззрение Энсора. В реальной жизни люди скрывают чувства, мысли, желания за масками благопристойности, воспитания или хитрости. Следовательно, балаганная маска может выразить все тайные пороки и движения души, необходимо только подобрать соответствующее выражение «лица».[3]

С 1885 года символизм становится главным направлением его творчества. Причем, часть картин основывается на сюжетах Священного Писания. Картины художника, даже религиозной тематики, стали населять эксцентричные, но выразительные образы — черепа, скелеты, клоуны и маски. Он изображал «сломанный мир», наполненный этими образами и карнавальными сценами, при этом язвительно высмеивая врачей, духовенство, юристов и политиков.[4]

Критики относились к нему весьма жестко, постоянно указывая на недостатки его творчества, на что он отвечал: «Недостатки лишены банальности и одинаковости совершенств. Недостатки многообразны — они сама жизнь, в них отражена личность художника, его характер, все заключено в них, они спасут произведение».

После 1900 богатство воображения и твердость руки изменили Энсору. Его творчество укладывается в двадцать лет, но художнику оставалось прожить еще полвека. Лихорадочная работа лишила его возможности восстановить свои силы; отныне он «систематически занимается автоплагиатом». Он живет в Остенде окруженный поздно пришедшим уважением, ценности которого он не переоценивает. Часами он играет на пианино, и задолго до своей смерти он оставляет живопись.[5]

Джеймс Энсор умер после непродолжительной болезни 19 ноября 1949 года и был похоронен на кладбище «Vrouw Тер Duinen» (Храм дюны) рядом с церковью, которая не раз изображена на его картинах. Художнику было восемьдесят девять лет. Его дом в Остенде после смерти художника был превращен в музей.

В историю мировой живописи Джеймс Энсор вошел, прежде всего, как символист. Нужно отметить, что непризнанный до конца 1920-х годов в своей собственной стране Энсор пользовался уважением и популярностью среди коллег в Европе. Особо влияние художника чувствовалось в Германии.

Эмиль Нольде посетил Энсора в 1911 году, и был впечатлен его использованием масок. Пауль Клее упоминает о нем восторженно в своих дневниках. Эрих Хеккель посетил Энсора в годы первой мировой войны и в 1930-м написал его портрет. Альфред Кубин приобрел несколько гравюр художника. Марк Шагал и Джордж Гросс адаптировали некоторые элементы картин Энсора в своем творчестве. Кроме того, творчество Энсора оказало большое влияние и на многих бельгийских художников — Леона Спиллиарта (Leon Spilliaert), Рика Уотерса (Rik Wouters), Констана Пермеке (Constant Permeke), Фрица ванн ден Берга (Frits van den Berghe), Поля Дельво (Paul Delvaux) и Пьера Алешински (Pierre Alechinsky). Все они являются классиками бельгийской живописи ХХ века.[6]

Описание картин

Темная дама (1881)

Джеймс Энсор. Темная дама (1881)

Темная дама (1881)

Свет на разных композициях играет разную роль и создает различные настроения, подчас совершенно противоположные. В композиции «Колористка» свет просачивается сквозь щели закрытого окна; он рассеивает сумрак и создает ощущение покоя, тишины и умиротворенности. В то же время закатный свет на картине «После полудня в Остенде» (1881) тревожно играет в интерьере помещения, создавая настроение чего-то неизбежно надвигающегося, неотвратимого. Тревогой буквально пропитано полотно «Темная дама» (1881). Солнечный свет заполняет распахнутое окно, но он не в силах развеять царящий в комнате сумрак. Тяжелое, гнетущее выражение передает и напряженная поза героини в черном, и тревожное выражение ее неподвижного лица. Она неотрывно смотрит на яркий красный зонтик, который вносит диссонанс в общую картину. Этот зонтик, легкий и веселый, здесь кажется неуместным, как воспоминание о чем-то светлом, невозможном, давно ушедшем, что не вернется никогда.[7]

Скандализированные маски (1883)

Джеймс Энсор. Скандализированные маски (1883)

Скандализированные маски (1883)

Одна из ведущих тем в творчестве Энсора — маски. Он создал большое количество полотен, посвященных карнавальным действам и марионеткам. Маски сопровождали художника с раннего детства: он привык смотреть на них в лавке своего отца, много раз видел на брюссельских карнавалах и праздниках в родном Остенде. Впервые маски появились в одном из ранних натюрмортов, относящемся к 1879 году. Позже мотив маски в искусстве Энсора превратился в один из наиболее значительных и ведущих.

Художник видел, как много возможностей таит в себе изображение маски. С ее помощью можно показать неприглядный внутренний облик человека, выразить его необузданные чувства и эмоции. Персонажи с лицами-масками обрисовываются художником при помощи нарочито грубых контуров, цветовых контрастов, а натуралистичность героев только лишний раз подчеркивает их гротескный характер («Скандализированные маски», 1883; «Обычные маски», 1892). Именно эти композиции сближают творчество Энсора с манерой экспрессионистов, поскольку, по сути, являются протестом художника против окружающей его грубой и фальшивой реальности и ханжеской морали.[8]

Удивление маски Воузе (1889)

Джеймс Энсор. Удивление маски Воузе (1889)

Удивление маски Воузе (1889)

Безжалостным выводом о смысле жизни и назначении человека на земле является картина «Удивление маски Воузе» (1889). Мастер представил на полотне свою бабушку, страстную любительницу карнавальных шествий. Теперь маска Воузе застыла в смятении: она видит перед собой жалкий тлен, оставшийся от блестящего карнавала, — на полу в одной куче беспорядочно свалены марионетки с черепами вместо голов, никому больше не нужные музыкальные инструменты и веера.

Как символ быстротечности земного здесь же стоит горящая свеча в подсвечнике; она сгорает так же быстро, как жизнь отдельного человека. Старуха явно растеряна, глядя на горстку праха; она понимает, что близок тот час, когда ей придется разделить судьбу участников веселья, а по углам притаились, подобно злобным демонам, маски, еще полные жизни, которым пока некогда задумываться о собственной судьбе; они кажутся воплощением свирепости и бездушия. Энсор показывает комнату, где происходит действо. Она совсем лишена мебели, в ней даже отсутствуют окна. Только на стене еще сохранился яркий коврик, похожий на японскую ширму, расписанный экзотическими птицами и цветами и словно говорящий о безвозвратно ушедшем счастье.[9]

Въезд Христа в Брюссель (1888)

Джеймс Энсор. Въезд Христа в Брюссель (1888)

Въезд Христа в Брюссель (1888)

В 1888 г. Энсор написал главное произведение — «Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года». Размеры картины очень велики. Её невозможно охватить одним взглядом и приходится рассматривать по частям: от лиц хохочущей толпы к стройным фигурам музыкантов военного оркестра, затем к Христу, который находится в центре полотна, и, наконец, к людям, движущимся по улицам в верхней части композиции.

В правой половине картины изображены театральные подмостки с актёрами. Лицедеи прервали пьесу для того, чтобы Христос увидел спектакль человеческой жизни, происходящий прямо на улице. Действительно, здесь можно найти все характеры, все социальные типы: на переднем плане рядом с добродушным юнцом зловеще ухмыляется субъект в котелке, епископ пыжится от самодовольства, судачат лавочники, восторженная дамочка что-то выкрикивает. Над толпой развеваются лозунги: «Да здравствует социальная…» (конец надписи не виден), «Да здравствует Иисус, король Брюсселя». Все маски на полотне имеют свою индивидуальность, но вместе они сливаются в безвольную толпу, которой управляет военный оркестр. Единственный персонаж без маски — Христос, но Его облик словно размыт столпотворением. Художник считал эту работу лучшей и до конца жизни не расставался с ней.[10]

Интрига (1890)

Джеймс Энсор. Интрига (1890)

Интрига (1890)

Композиция «Интрига» (1890) — острая пародия на современное мастеру общество. Маски показывают, какие отвратительные желания и низкие мысли скрывают благопристойные на первый взгляд лица людей, и теперь они выглядят как воплощение порока и страстей. Многие картины Энсора этого времени заставляют вспомнить о сатирической графике О. Домье. Например, полотно «Добрые судьи» (1891) было исполнено под впечатлением события 1887 года. В Остенде жандармы расстреляли мятежных рыбаков, и это тяжело отразилось в сознании художника, остро чувствующего человеческую несправедливость. Этому же трагическому эпизоду посвящена и композиция «Жандармы» (1888).[11]

Другие работы

Под редакцией Tannarh’a, 2015 г.


[1] http://expressionists.ru/dzhejms-ensor/

[2] http://artwiki.ru/content/энсор-джеймс

[3] http://bibliotekar.ru/avanta/128.htm

[4] http://liveinternet.ru/users/4000579/post282683893

[5] http://rockkent.narod.ru/Ensor/ensor.htm

[6] http://liveinternet.ru/users/4000579/post282683893

[7] Останина Е.А. Мастера авангарда

[8] Останина Е.А. Мастера авангарда

[9] Останина Е.А. Мастера авангарда

[10] http://bibliotekar.ru/avanta/128.htm

[11] Останина Е.А. Мастера авангарда

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s