Буддийские притчи

У каждого свой Будда в шкафу.

Березовский в Шамбале

Однажды бурятский тибетолог-путешественник Гомбожал Цыбиков спросил ламу Сорджи: «Где находится Шамбала? «Там, — ответил лама, — хорошая богатая жизнь и есть огромный город, где живет королева». «Англия что ли?» «Ну так, верно, это и есть Шамбала», — воскликнул обрадованный Сорджи. Перед тем как окончательно переселиться в Шамбалу, просветленный мастер нашего времени Борис Березовский оставил своим ученикам последнее наставление в виде короткого, но емкого афоризма: «Ельцин делал вид, что его нет, а Путин делает вид, что он есть».

Долгие годы среди российских буддистов не утихали споры об истинном значении этих слов, и лишь немногие смогли познать их глубокий смысл. Разумеется, лама Березовский говорил не о Ельцине и Путине, а о подлинной реальности и иллюзиях, поработивших человеческие умы. Поэтому самым простым, хотя и не лишенным искажений образом его слова можно трактовать так: подлинная реальность делает вид, что ее не существует, а иллюзии создают у людей впечатление, будто они и есть самая настоящая реальность. Конечно же, все мы понимаем, что реальность не может «делать вид», поскольку в этом случае она породила бы новую иллюзию самой себя.

Речь здесь идет о том, что подлинная реальность не нуждается в дополнительных толкованиях, объяснениях или интерпретациях, оттого про нее можно сказать, что она делает вид, будто ее нет. С другой стороны, иллюзии всячески выпячивают себя, порождая множество бессмысленных и бесполезных споров, которые не приводят ни к чему, кроме других иллюзий и так до бесконечности. Нам остается только надеяться, что понятые в правильном смысле слова ламы Березовского послужат на благо всех живых существ и откроют им дорогу в подлинную Шамбалу духа.

Притча о Конце Света

Миллионы людей умирают в Африке из-за продовольственного кризиса. На волне революций, прокатившейся по исламским государствам, к власти приходят религиозные фанатики. В Европе набирают силу погромы и демонстрации. Мировой финансовый кризис перешел в затяжную фазу, вызвав череду дефолтов и громких отставок. В горной деревушке монах Ли Бо выращивает прекрасный чай.

Прибрежные города медленно уходят под воду. Взлетевшие до небес цены на нефть убивают сельское хозяйство. В Гудзонском заливе террористы взорвали атомную бомбу. Над Кремлем развивается зеленый флаг. В горной деревушке монах Ли Бо собирает чайные листья в корзину.

В печах Освенцима догорают останки последних европейцев. На Ближнем Востоке продолжается ядерная война. Бактериологическое оружие уничтожает целые народы. Повернувший на юг Гольфстрим открывает путь новому ледниковому периоду. В горной деревушке монах Ли Бо пьет чай и любуется чудесным закатом.

Путин и зонтик

Кто-то всем сердцем голосует за Путина.

Кто-то всем сердцем голосует против Путина.

А монах Ли Бо чинит свой зонтик перед дождем.

Пятый буддийский способ смотреть телевизор

В книге «Generation П» Виктор Пелевин перечислил четыре буддийских способа смотреть телевизор: «Сначала ты смотришь телевизор с выключенным звуком. Примерно полчаса в день, свои любимые передачи… Потом ты начинаешь смотреть телевизор с включенным звуком, но отключенным изображением. И, наконец, начинаешь смотреть выключенный телевизор. Это, собственно, главная техника, а первые две — подготовительные». Дополнительный четвертый способ заключается в том, чтобы смотреть перевернутый телевизор в том случае, если необходимо узнать какие-то срочные новости. Но кроме того в романе вскользь упоминается пятый способ, высший и самый тайный, который Пелевин, к сожалению, не озвучивает.

Некоторые читатели, несведущие в тонкостях буддийской философии, считают, что пятый способ — это смотреть телевизор вовсе без телевизора, однако подобное предположение строится на ошибочной уверенности в том, что буддизм является пессимистическим мировоззрением, и ведет к полному и окончательному нигилизму. Пятый буддийский способ смотреть телевизор действительно существует, но не имеет ничего общего с нигилистическими гипотезами отдельных граждан. Пелевин совершенно правильно называет его «высшим и тайным», поскольку он представляет реальную опасность для психического здоровья неподготовленного человека. Суть этого метода состоит в том, чтобы просто смотреть телевизор с включенным звуком и изображением, и практиковать его могут только мастера, прошедшие долгую и серьезную подготовку. Включая телевизор, обычный человек, как правило, очень быстро забывает о том, что изображение на экране — это всего лишь совокупность мерцающих разноцветных точек, складывающихся в сознании телезрителя в «осмысленные» картинки, взывающие положительные или отрицательные эмоции, которые затягивают его все глубже в болото сансары.

О губительных последствиях веры в реальность телевизионных иллюзий подробно писал Че Гевара в своей программной статье «Идентиализм как высшая стадия дуализма», поэтому нет необходимости заострять на них внимание, тем более что в эпоху передачи «Дом-2» они и так всем известны. Не секрет, что пятый буддийский способ смотреть телевизор практиковали многие дзенские мастера, в том числе и Сё Дзёдзи, написавший однажды чудесные строки о своем опыте просветления:

Как чудесно, как таинственно,

Я пью кофе, я просто смотрю телевизор!

Притча о камнях

Шел человек по дороге и вдруг споткнулся о камень, на котором были высечены два слова: «Я прав». Надпись эта очень понравилась человеку, поэтому он положил камень в карман и пошел дальше. Теперь он внимательно смотрел под ноги, не замечая ничего вокруг, и вскоре наткнулся на другой камень с такой же надписью. Человек и его засунул в карман. Постепенно камней становилось все больше, они заполнили карманы, и человеку приходилось засовывать их за пазуху. Идти становилось все труднее, пока наконец человек не рухнул на дорогу, придавленный весом собранных камней. Чтобы подняться, ему нужно было лишь избавиться от своей непосильной ноши, но человек верил, что эти камни имеют огромное значение и готов был умереть ради них. Так и случилось, но даже после смерти человек продолжал сжимать в руках камни, на которых было начертано «Я прав».

Tannarh, 2005 – 2012  гг

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s