Буддийские притчи Ивана Крылова

МАРТЫШКА И ОЧКИ

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки,

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! – говорит она, – и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

Комментарий Свами Шустрого

Мартышка к старости слаба глазами стала;

Беспокойная мартышка — это наш ум, порабощенный суетной повседневностью. Старость ума наступает, когда он перестает развиваться, то есть с приходом совершеннолетия и вступлением во взрослую жизнь, полную бессмысленных тревог и волнений.

А у людей она слыхала,

С детства нас учат оценивать себя по чужому мнению. Мы слишком озабочены тем, что о нас могут подумать другие, хотя на самом деле остальные люди точно так же озабочены тем, что подумаем о них мы. Этот порочный круг необходимо разорвать, но обезьяна нашего ума не знает, как это сделать.

Что это зло ещё не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки,

Под очками здесь следует понимать суждения, через которые люди смотрят на мир, не видя подлинной реальности. Люди предают слишком большое значение своему мнению, хотя в действительности оно просто мешает непосредственному и открытому восприятию, которое так радовало нас в детстве.

Очков с полдюжины себе она достала;

Людям кажется, что с помощью суждений они познают мир, поэтому они стремятся иметь собственное мнение по любому вопросу. Омраченный ум не знает меры, и вместо того, чтобы прозреть собственную природу, занимается коллекционированием никому не нужных суждений.

Вертит Очками так и сяк:

Приобретя суждение, человек редко понимает, зачем оно вообще ему нужно.

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Зачастую, человек имеет свое мнение по каком-либо вопросу только для того, чтобы хвастаться им перед другими или участвовать в бесконечных и безрезультатных спорах.

Очки не действуют никак.

Если человек понимает, что от суждений нет никакого толку, у него появляется шанс очистить свой разум от накопившегося там мусора, однако не у всех получается им воспользоваться.

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Постигнув суетность споров о суждениях, человек понимает, что люди, казавшиеся ему мудрыми знатоками жизни и учителями, являются рабами, а не хозяевами своих идеологий и мировоззрений.

Всё про Очки лишь мне налгали;

Многие иллюзии рождаются из лжи.

А проку на волос нет в них».

Оглянитесь вокруг. Суждения питают бесчисленные споры и препирательства, отнимая у людей силы и время.

Мартышка тут с досады и с печали

Люди не любят, когда их обманывают, потому что боятся показаться дураками в глазах окружающих. Когда мы понимаем, что нас обманули, мы испытываем злость и досаду. Печаль приходит потом, когда нам делается жалко усилий, потраченных впустую. Иссякнув, негативные эмоции уступают место умиротворению.

О камень так хватила их,

Разбив свои старые суждения о мире, не нужно спешить набираться новых. Просто посмотрите на этот мир чистым взглядом ребенка, свободного от предрассудков и стереотипов.

Что только брызги засверкали.

Даже погибая, иллюзии бывают настолько красивы, что могут заворожить человека, и тогда он рискует превратиться в нигилиста, став рабом своей тяги к разрушению.

СВИНЬЯ

Свинья на барский двор когда-то затесалась;

Вокруг конюшен так и кухонь наслонялась;

В сору, в навозе извалялась;

В помоях по уши досыта накупалась:

И из гостей домой

Пришла свинья свиньёй.

«Ну что ж, Хавронья, там ты видела такого? —

Свинью спросил пастух. —

Ведь и́дет слух,

Что всё у богачей лишь бисер да жемчуг;

А в доме так одно богатее другого?»

Хавронья хрюкает: «Ну, право, порют вздор.

Я не приметила богатства никакого:

Всё только лишь навоз да сор;

А, кажется, уж, не жалея рыла,

Я там изрыла

Весь задний двор».

Комментарий Свами Шустрого

Свинья на барский двор когда-то затесалась;

Свинья символизирует невежество и жадность — две серьезные проблемы современной эпохи. Люди невежественны и оттого жадны, при этом их жадность распространяется не только на материальные блага, но и на духовные. Такие люди называют себя буддистами, христианами, мусульманами, язычниками, но они ничего не хотят знать об этих религиях. Им нужно лишь казаться благочестивыми и высокодуховными в глазах окружающих. Они уподобляются свинье, забравшейся на барский двор, о котором пишет мастер Крылов.

Вокруг конюшен так и кухонь наслонялась;

Любая философия, любая религия — это величественный дворец, попасть в который могут лишь те, кто очистился от омрачений, от недоверия и затаенной ненависти к людям. Двери в эти сокровищницы духа распахнуты для всех, но войти в них могут лишь немногие. Свинья может лишь ходить вокруг да около, но внутрь барского дома ей не попасть.

В сору, в навозе извалялась;

Сор и навоз представляют собой лживые слухи и сплетни о религиях, которые распространяют невежественные люди. В силу своего характера, свинья принимает их за подлинные сокровища и начинает в них с удовольствием валятся. Это печальное зрелище, когда порабощенный иллюзиями человек принимает навоз за золото, а сор за драгоценности. Но для того, чтобы понять свою ошибку, нужно отбросить иллюзии и собственные выдумки.

В помоях по уши досыта накупалась:

И из гостей домой

Человека, который изучает религию ради показного благочестия, можно уподобить свинье, валяющейся в грязи и помоях. Пресытившись своими ложными представлениями о религии, человек возвращается обратно в мир суетной повседневности, так и переступив порога «барского дома». Фактически, он так ничего и не увидел.

Пришла свинья свиньёй.

Все эти книги о духовном росте и саморазвитии ничего не изменят в вас, если вы сами не захотите сделать первого шага. Оттого, что вы читаете «духовную» литературу, в вас ничего не меняется, лишь ваше Эго становится все более самодовольным и надменным, кичась ворованными знаниями. Но знания без опыта — ничто. Вы можете прочитать миллион книг о медитации, но если вы не медитировали сами, вы ничего об этом не знаете.

«Ну что ж, Хавронья, там ты видела такого? —

Свинью спросил пастух. —

Повседневный разум — это пастух, который пасет свинью невежества и отказывается видеть что-либо за пределами материального мира. Он служит двум идолам: Власти и Деньгам. Для просветленного человека или для святого власть и деньги не имеют значения — он скидывает этих идолов с постамента, отвергая от себя жадность и невежество.

Ведь и́дет слух,

Что всё у богачей лишь бисер да жемчуг;

А в доме так одно богатее другого?»

Пастух не верит, что в барском доме есть что-то ценное, потому что для него имеют ценность лишь материальные объекты и символы власти. В его вопросе чувствуется сарказм и потаенный страх, потому что истинный хозяин пастуха и его свиньи живет именно в барском доме — это наш истинный ум, усыпленный красочными иллюзиями.

Хавронья хрюкает: «Ну, право, порют вздор.

Я не приметила богатства никакого:

Если наш истинный ум проснется, пастух и свинья попросту исчезнут, поскольку они столь же иллюзорны, как и грязь, которая видится им повсюду.

Всё только лишь навоз да сор;

Даже если бы свинья проникла в барский дом, она увидела бы там лишь «сор» и «навоз». Все это проекции омраченного ума, который видит в других свои собственные грехи и ошибки.

А, кажется, уж, не жалея рыла,

Повседневный ум видит опору лишь в материальном, поэтому слишком сильно сосредотачивается на земле, по которой мы ходим. Он роет ямы желаний и сам в них потом проваливается, тратя драгоценное время на достижение иллюзорных целей.

Я там изрыла

Весь задний двор»

Чтобы понять суть иллюзий, нужно смотреть не вниз, а вверх — на облака и небо, меняющееся на закате. Если бы свинья просто подняла голову, она бы перестала быть свиньей.

ЛЕВ И ЛИСИЦА

Лиса, не видя сроду Льва,

С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.

Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,

Но уж не так ей страшен показался.

А третий раз потом

Лиса и в разговор пустилася со Львом.

Иного так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся.

Комментарий Свами Шустрого

Лиса, не видя сроду Льва,

Лев в этой притче символизирует Будду или великого духовного учителя, а лиса — наше повседневное сознание. В обычной жизни мы привыкли лгать, хитрить и изворачиваться, чтобы преуспеть в глазах окружающих, однако высокодуховного мудреца невозможно обмануть иллюзией внешнего благополучия.

С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.

Когда обычный человек встречается с настоящим учителем, он зачастую испытывает не благоговение, а страх. Современным людям трудно поверить, что кто-то может желать им блага просто так, не имея никаких корыстных или злых намерений за спиной. У многих это просто не укладывается в голове. Люди хотят видеть в других мерзавцев и негодяев, чтобы оправдать собственное недостойное поведение, но просветленный мастер не укладывается в привычную схему, он ломает ее и в этом заключается первый его дар человеку, потерявшему веру в людей.

Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,

Если человек потенциально готов к внутреннему преображению, учителя будут встречаться на его пути все чаще и чаще. Ему нужно лишь проявить смелость и попроситься в ученики. Однако этого не случится до тех пор, пока человек не перестанет бояться потерять свои деньги или репутацию. В действительности нам нечего терять, кроме наших жизней, и только от нас зависит, как именно мы их проживем.

Но уж не так ей страшен показался.

Страх перед другими людьми, особенно перед теми, кто превосходит нас духовно, можно преодолеть, если научиться доверять другим. Лиса боится, что Лев может отнять у нее добычу или даже убить ее, поэтому она не доверяет ему, но на самом деле у Лисы нет ничего, что было бы нужно Льву. Напротив, богатства Льва столь велики, что он может бескорыстно делиться ими с Лисой.

А третий раз потом

Лиса и в разговор пустилася со Львом.

Поняв, что Лев не собирается причинить ей вреда, Лиса отваживается заговорить со Львом. Они разговаривают на равных, потому что предназначение Льва в том и заключается, чтобы помочь Лисе осознать иллюзорность своих страхов.

Иного так же мы боимся,

Мы боимся быть обманутыми. Боимся, что, заговорив с учителем, не получим от него ответа. Боимся показаться глупцами в глазах окружающих. Боимся сделать первый шаг в неизвестность. Все эти страхи сковывают нас, связывают по руками и ногам, и, в конечном итоге, отнимают у нас радость подлинного существования, ведь жизнь, прожитая в бесконечных страхах, — это лишь иллюзия жизни.

Поколь к нему не приглядимся.

Если мы повнимательней присмотримся к нашим страхам, то увидим, что в них нет ничего реального, все они представляют собой проекции нашего суетного ума и чрезмерно раздутого эго. Обуздай эго, успокой ум, преодолей страх — такова сакральная мудрость этой притчи, рассказанной истинным Львом и духовным учителем.

ЛАРЧИК

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом.

Так; он и без замка;

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою».

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

Качает головой;

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдаётся:

«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.

Потел, потел; но, наконец, устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

Комментарий Свами Шустрого

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Ларец — это высшая мудрость, доступная каждому человеку, но не каждый знает, как с ней следует обращаться. Для ее восприятия необходимо подготовить свое сознание, в противном случае этот дар окажется просто выброшенным на помойку. В притче Ларец достался безымянному человеку, на месте которого может оказаться любой из нас. Обратите внимание, что Ларец именно принесли, поскольку высшую мудрость невозможно украсть или купить.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Внешнюю красоту Ларца не следует путать с его содержанием. Многие современные религии поражают нас красотой и помпезностью ритуалов, однако их смысл практически полностью утерян даже теми, кто претендует на звание «пастырей». Весь этот внешний лоск нужен лишь для того, чтобы привлечь наше внимание, но для тех, кто уже «открыл Ларец», он не имеет никакого значения.

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

К сожалению многие искатели духовности ограничиваются именно таким любованием. Они наивно полагают, будто участие в ритуалах и обрядах приближает их к высшей мудрости, и не видят за красотой внешних проявлений самого главного.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Под механиком-мудрецом следует понимать наш разум, привыкший оперировать материальными объектами.

Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом.

Эгоистичный разум, привыкший обманывать других и себя, повсюду видит «секреты» и «ловушки» — даже там, где их нет.

Так; он и без замка;

Высшая мудрость не хранится под замком — в этом может убедиться всякий, кто обуздал свое эго.

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Зачастую наш разум сам порождает проблемы, с которыми потом долго и безуспешно борется. К сожалению, жизнь многих людей проходит именно в этой бесплодной борьбе.

Не смейтесь так исподтишка!

Наше эго боится не насмешек, а публичного разоблачения собственной несостоятельности и ненужности. Все его величие иллюзорно.

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

Начав с самообмана, разум начинает создавать всевозможные концепции и теории, с помощью которых он пытается оправдать свои неудачи.

В механике и я чего-нибудь да стою».

Законы материального мира не действуют в духовных сферах. Разум изначально обречен на поражение, хотя он никогда не признает этого и будет упорствовать в своих заблуждениях. Чтобы открыть Ларец, нужно победить свое эго, питаемое лживыми речами разума.

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

На самом деле разум просто не знает, что ему делать с высшей мудростью. Он может самым подробным образом описать внешнюю отделку этого Ларца и даже разложить его на атомы, но открыть его он не в состоянии.

И голову свою ломает;

Разум ломает нам голову — как точно сказано!

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Механистический подход здесь не поможет.

Тут, глядя на него, иной

Качает головой;

Мудрость не подчиняется ни разуму, ни эго. У нее нет хозяев, потому что она принадлежит всем.

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдаётся:

«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.

Насмешки, отдающиеся в ушах разума, скорее всего ему просто почудились. Наш разум столь жалок и мелочен, что смеяться над ним просто глупо.

Потел, потел; но, наконец, устал,

Скорее всего, разум скажет, что никакой высшей мудрости не существует, и на этом успокоится. Многие рабы разума просто не способны признать свою неправоту, и это печально.

От Ларчика отстал

Лишь когда разум терпит поражение и отступает, высшая мудрость может быть постигнута.

И, как открыть его, никак не догадался:

Не нужно осуждать его. Разум — это всего лишь инструмент, и применять его нужно в тех областях, для которых он был создан.

А Ларчик просто открывался.

Обуздавший свой разум и отринувший эго человек действительно может свободно открыть этот Ларец и узнать, что в нем находится. Все препятствия и ловушки находятся в нас самих, и только от нас зависит, сможем ли мы их преодолеть.

Tannarh & Свами Шустрый, 2012 г.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s