Новый учебник по истории

История — это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться.
Джеймс Джойс «Улисс»

На протяжении всего 20 века советские историки переписывали историю множество раз в угоду текущему политическому моменту. Из книг исчезали не только люди, но и целые эпохи. Разоблачители «культов» и «перегибов», представавшие перед современниками в качестве эталона и примера для подражания, сами потом становились «кровавыми палачами» и «бездарными руководителями». Самопровозглашенные Царства света и справедливости с непостижимой легкостью превращались в Империи тьмы. Заклятые враги оказывались вечными друзьями и наоборот. Памятники слетали с постаментов, чтобы на их месте выросли новые бронзовые идолы, которым поклонялись миллионы оболваненных людей.Вымарывались имена и лица с фотографий. История превратилась в мертвое болото, где истина и ложь перемешались в однообразную мутную жижу, изливающуюся изо ртов «экспертов» и «специалистов».

Но Советский Союз пал, сраженный иллюзорным благополучием Запада, и жертвы исторических фальсификаций получили возможность самим писать историю своих народов, писать ее так, как хочется им, а не засевшим в Москве жирным бюрократам. Оказавшись в роли жертвы исторических махинаций, непривыкшая к подобному обращению российская власть забеспокоилась, и со всех телеэкранов посыпались гневные окрики и возмущенное повизгивание: как вы посмели переврать на свой манер нашу священную ложь?

Немедленно возникла пресловутая комиссия по борьбе с фальсификациями истории, призванная доказать, что только Россия обладает монополией на историческую правду. Только русские историки знают, как все было на самом деле. И если президент с улыбкой, говорит, что Сталин был «гениальным полководцем», значит это Истина, ведь президент не может ошибаться в таких важных вещах. И если его преемник, нахмурив брови, утверждает обратное, называя Сталина «сумасшедшим диктатором», значит это Истина. Не наша, не ваша, а всеобщая и тотальная. Только так и никак иначе.

Школьные учебники по истории — это особый род юмористической литературы, смеяться над которой позволено лишь тем, по чьей указке они были состряпаны. Духовные проститутки в пиджаках и начищенных до блеска ботинках вещают с исторических кафедр о высоком предназначении ученого, вбивая в головы студентов «истины» сегодняшнего дня. А завтра молодые преподаватели будут проделывать то же самое с новым поколением, только дежурные «истины» будут другими, в зависимости от того, чья священная задница будет окружена ореолом телевизионной пропаганды.

Вопрос о том, как отыскать истину в бесконечных потоках вранья, давно уже не имеет смысла. Истина умерла, растерзанная на миллионы кусков, ставших незаметными частями множества лжей. Сегодня нужен принципиально новый подход к преподаванию истории в школах. Свободу личности, о которой мы так долго говорим, не приближаясь к ней ни на шаг, необходимо вырвать из цепких лап мифического «светлого будущего» и распространить ее на прошлое и настоящее.

Свободная личность имеет право на то, чтобы определять не только свое будущее, но и свое прошлое. История — это такой же вид искусства, как и все остальное, в том числе и сама жизнь. Необходимо очистить историю от любых толкований и интерпретаций и оставить в ней только факты. Таким образом, новый учебник по истории должен представлять собой справочник фактов, на основе которых каждый ученик волен создавать свою собственную историческую картину, не претендующую на истинность и исключительность. У каждого человека своя история, каждый видит ее по-своему и относится к ней в пределах личного понимания.

Не нужно говорить ученику, кем был Сталин — гением или палачом, тем более, что одно не исключает другого. Если ученику будет нужно составить свое собственное мнение о Сталине, то он откроет новый учебник по истории и прочитает записанные в нем факты. Не нужно указывать ему, как он должен относиться к роли православия в истории России. Кровавые факты говорят сами за себя и делают это громче всех пропагандистов в рясах. Не нужно ставить ученику хорошие оценки лишь за то, что он вызубрил чужое мнение. Пусть каждый изложит свое понимание случившихся событий, а задача учителя сведется лишь к тому, чтобы проверить правильность усвоенных учениками фактов.

Советский Союз был вынужден вступить во Вторую мировую войну 22 июня 1941 года, подвергнувшись нападению фашистской Германии — это интерпретация. В действительности Советский Союз вступил во Вторую мировую войну 17 сентября 1939 года, напав вслед за фашистской Германией на Польшу — это факт, на основе которого ученик может сделать свои выводы об истинной роли СССР в войне и о том, кто был жертвой, а кто агрессором.

Главная обязанность учителя да и любого взрослого по отношению к ребенку заключается в том, чтобы научить его думать. А вместо этого учеников заставляют зубрить недоказуемую ахинею о том, что Сталин хотел спасти Европу от фашизма или же сам собирался первым напасть на Германию. Мы никогда не узнаем, что на самом деле творилось в голове у стального царя. Никогда, просто смиритесь с этим и оставьте кости мертвеца гнить спокойно в земле.

Новый учебник по истории должен начинаться со слов: «Мы не знаем Истину, мы лишь предполагаем, что факты, изложенные в данной книге, соответствуют исторической действительности». И не нужно говорить ученику, было ли татаро-монгольское иго или нет. Изложите факты, на основе которых историки пришли к выводу, что оно было. В каких русских летописях упоминаются монголы? Доказана ли подлинность этих летописей? Если ничего этого нет, то нужно писать так: возможно, в 13 – 14 Русь частично подверглась нашествию татаро-монгол, о котором мы можем судить лишь по косвенным фактам.

Пора перестать лгать, выдавая собственное невежество за неоспоримые истины. Я не ратую за то, чтобы в новом учебнике по истории была отражена точка зрения некоторых альтернативных историков, утверждающих, что никакого татаро-монгольского ига вообще не было. Я говорю о том, чтобы в новом учебнике вовсе не должно быть никаких точек зрения.

На основе усвоенных фактов каждый ученик создает персональную интерпретацию истории в соответствии со своими умственными способностями. Чем больше будут развиваться способности ученика, тем более полной и непротиворечивой будет его историческая картина. Научившись самостоятельно устанавливать связи между фактами прошлого, он сможет применить полученные навыки к настоящему. Умение четко отличать факты от толкований поможет ему сориентироваться в текущей политической ситуации и занять активную позицию думающего человека, а не биоробота, готового безропотно подчиняться любым приказам.

Описанный переворот в системе образования вызовет крах современной пропагандистской машины и заставит ее подстраиваться под высокоразвитых людей, а не оболванивать всех по единому стандарту.

Разумеется, прививать ребенку навыки самостоятельного мышления должны, в первую очередь, родители, однако они вовсе не спешат это делать. Во-первых, взрослые зачастую глупы и не способны даже имитировать мыслительные процессы — за них думает
партия телевизор. Им легче согласиться, чем поступить по-своему, хотя одно не противоречит другому (со всеми соглашайся, и делай что хочешь:). Во-вторых, родители значительную часть времени тратят на опостылевшую работу и пошлый однообразный отдых от нее. И, в-третьих, родители всегда неосознанно пытаются вылепить из детей свои копии, а школа, будучи обезличенным общественным инструментом, может быть использована для воспитания личностей при условии тотального отказа от навязывания «авторитетов» и моделей мышления/поведения.

Новый учебник по истории не повествует ни о какой готовой исторической картине, но предлагает ученику строительный материал, пригодный для создания бесчисленного множества историй, не противоречащих фактам. Ученик ввергается в информационный Хаос, который следует организовать вокруг центра, где силы психической гравитации зажгут новое солнце самосознания. Современная система воспитания занимается лишь тем, что насильно прессует мертвые звезды, не способные гореть и согревать. Звезды еще рождаются, но с каждым днем их становится все меньше. И когда погаснет последняя, мы окажемся на мертвой планете, населенной послушными биомашинами, запрограммированными получать удовольствие от собственной никчемности и убожества.

Tannarh, 2011 г.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s