Секта Скорпиона

Один человек сказал священнику Сюнгаку:
— Традиции Секты Лотосовой Сутры плохи тем, что в ней принято запугивать людей.
— Именно благодаря запугиванию, — ответил Сюнгаку, — это и есть Секта Лотосовой Сутры. Если бы ее традиции были другими, это была бы уже какая-то другая секта.
Цунэтомо Ямамото «Хагакурэ»

Из всего написанного о Гоа за последние годы следует, пожалуй, особо выделить рассказ Александра Борисова «Танец Скорпиона», появившийся недавно в Сети. Александр Борисов родился в 1981 году в Москве. В 90-х издавал полуподпольную сатирическую газету «Гроб». Впоследствии прославился циклом непристойных рассказов про своего кота Барсука, написанных под двусмысленным псевдонимом Александр Длинный. Вернувшись недавно из долгого путешествия по Индии, он увлекся восточной мистикой и эзотерикой. Характер нордический, не женат. Очевидно, что писательство не является его основным средством заработка, однако это нисколько не умаляет его выдающегося литературного таланта, особенно ярко проявившегося в сборнике рассказов «Индийские сны».

Часть рассказов писалась непосредственно в Индии, остальные — уже в Москве на основе собранного материала. Может быть именно из-за такого разрыва во времени сборник получился весьма неоднородный: в нем попадаются как откровенно юмористические вещи, так и весьма серьезные с глубоким подтекстом. Свойственная Александру некоторая склонность к мистификациям нашла отражение в том факте, что он написал пять рассказов про Гоа, так ни разу и не побывав на этом популярном курорте. Впрочем, действие рассказа «Танец Скорпиона» могло происходить где угодно. В данном случае упоминание Гоа носит скорее маркетинговый характер, чем географический.

Повествование ведется от лица одного из местных жителей, который любит наблюдать за своими сородичами и многочисленными туристами, приехавшими в этот индийский штат. Заметно, что автор всей душой ненавидит туристов и не жалеет уничижительных эпитетов в их адрес. Впрочем, индусы не обязаны любить шумных глупых иностранцев, заполонивших их страну в последние десятилетия, особенно учитывая те беды, которые принесла Индии английская оккупация и, в куда большей степени, западная массовая культура. Как бы то ни было, но рассказ «Танец Скорпиона» не о нравах современного индийского общества, а о необычном человеке, который сбежал в эту экзотическую страну от партнеров по бизнесу. Здесь он купил дом и сделал себе татуировку скорпиона во всю спину. Каждый год в день своего рождения он на закате выходил на берег океана, чтобы исполнить странный танец, который рассказчик называет «танцем скорпиона».

Прошло несколько лет, и на курорт приехал его бывший партнер по бизнесу вместе с телохранителем. Они собираются убить героя за то, что он когда-то их кинул на деньги. Встреча происходит в ресторане на берегу. Герой просит, чтобы перед смертью ему позволили станцевать в последний раз, поскольку сегодня его День рождения. В память о старой дружбе партнер соглашается, и втроем они идут на побережье. Герой танцует в последний раз как бог, а в конце танца он подходит вплотную к своему бывшему партнеру и легонько касается его. Партнер падает замертво. Тогда герой касается и его телохранителя, но тот успевает выстрелить и убить героя. Телохранителя отправляют в больницу, где выясняется что у него все признаки отравления ядом скорпиона. Его босс также погиб от яда скорпиона.

Сумрачную красоту этого рассказа может понять лишь тот, кто видел Индийский океан на закате. Для остальных здесь нет ничего кроме сюжета и слов, однако сюжет в данном случае глубоко вторичен по отношению к удивительной гипнотической атмосфере, созданной писателем без использования каких-либо дополнительных средств. В рассказе нет никакой философии или отсылок к древнеиндийской культуре, которыми так любят грешить современные российские авторы, считающие, что текст об Индии обязательно должен быть напичкан именами индуистских божеств, мантрами и прозвищами великих гуру. Александр Борисов прекрасно обходится без всего этого декора, концентрируясь на сути повествования. Он не пытается обмануть читателя, выдавая себя за просветленного знатока эзотерических учений, хотя, быть может, именно в этом и заключается главная мистификация данного рассказа, поскольку в Индии действительно существует малоизвестная группа исследователей древних культов, которую некоторые западные исследователи называют «Сектой Скорпиона». Члены этой секты и вправду делают себе татуировку скорпиона, а учитывая их интерес к Шиве и шиваизму, можно допустить, что они практикуют некоторые виды трансовых танцев, смертельно опасных для неподготовленных наблюдателей.

Сам Александр Борисов нигде не говорит напрямую о «Секте Скорпиона», но если он знает о ней не по наслышке, то возникает логический вопрос: не является ли он ее членом? В таком случае появившиеся в последнее время слухи о том, что «Секта Скорпиона» начала проявлять интерес к России могут оказаться правдой. Разумеется, делать подобные выводы на основе анализа одного единственного рассказа нельзя. К тому же в России уже была секта под таким названием, но в последние годы о ней ничего не слышно. Считается, что она прекратила свое существование, любо сменила название на менее опасное.

Налаживание экономических и культурных связей между Россией и Индией предполагает обмен не только явный, но и скрытый. Это не значит, что в ближайшем будущем нам следует ожидать появления поклонников Кали в Москве (тем более, что они и так уже здесь), но задуматься о том, как можно оказать влияние на свое правительство, используя политиков другого государства в своих целях, все-таки следует. К тому же выход на международный уровень оберегает секту от полного уничтожения в том случае, если она базируется лишь в одном государстве, где ее легко можно ликвидировать с помощью правоохранительных органов. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что появление информации о «Секте Скорпиона» в рунете может является косвенным признаком того, что отдельные представители данной организации готовят почву для культурной и политической экспансии на территории России в преддверии выборов 2012 года. Коррупция откроет перед ними любые двери, как это уже произошло в Индии, где упоминания о «Секте Скорпиона» незаметно исчезли со всех крупных сайтов.

Вряд ли Александр Борисов задумывался обо всем этом, когда писал свою книгу. Скорее всего он просто воспользовался имеющейся в его распоряжении информацией и творчески ее переработал, однако его рассказ может косвенно послужить тому, что вскоре «Секта Скорпиона» станет в России столь же обыденным явлением, как Грабовой или «Свидетели Иеговы». Независимо от того, как обстоят дела на самом деле, «Индийские сны» — это по-настоящему хорошая книга, а рассказ «Танец Скорпиона» является едва ли не лучшим из тех, что я прочитал за последние несколько лет.

Tannarh, 2011 г.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s