Запрещенные фильмы

О какой свободе может идти речь, если сами мы не имеем права распоряжаться своим собственным сознанием?
Грэм Хэнкок «Сверхъестественное»

«Счастье» (Драма, 2008 г.)

Причины, по которым те или иные фильмы попадают в России под запрет и не выходят в широкий прокат, не всегда очевидны и бывают порой весьма странными, словно люди, принимающие такие решения, находятся в не совсем обычном состоянии сознания. Чиновник может не пустить какой-нибудь фильм в кинотеатры просто потому, что он ему не нравится или не соответствует его религиозным, нравственным или эстетическим вкусам. Однако личные предпочтения не всегда являются главным основанием для запрета, потому что довольно часто в дело вступают другие факторы, например заказ от Госнаркоконтроля или недостаточная финансовая мотивировка чиновников со стороны кинопроизводителей. Иногда производство фильма останавливается на заключительном этапе монтажа, когда весь материал уже снят. Трудный путь экранизации пелевинского “Generation П” вполне вероятно окончится благополучно, и зритель увидит этот фильм. Фильм «Счастье» ожидала другая судьба. Он был полностью снят в 2007 году, успели смонтировать даже несколько сцен, а потом вдруг все остановилось. Студия закрыла проект, сославшийся на экономический кризис, хотя затраты на постпродакшн были мизерными по сравнению с тем, сколько уже было потрачено.

Я давно знаком с монтажером этого фильма и видел отснятый материал, который он скопировал на свой домашний компьютер. Заинтересовавшись, я выпросил у него сценарий и прочитал его запоем за несколько часов. Фильм производит гнетущее впечатление. Он с потрясающей точностью попадает в самую болезненную точку современности — тотальный диктат серости, которая всегда побеждает, потому что успешно воспроизводит себя, безжалостно уничтожая любые отклонения от так называемой пресловутой «нормы». Монтажер ничего не рассказал мне о настоящих причинах того, почему работы над фильмом были прекращены, но по его намекам я понял, что на студию наехали люди из соответствующего ведомства и пригрозили серьезными неприятностями в том случае, если фильм попытаются запустить в прокат. Все это удивительно для меня вдвойне, поскольку в «Счастье» нет прямой пропаганды наркотиков, в отличие скажем от некоторых фильмов, попавших на экраны за последние годы. Лично я считаю, что кто-то из чиновников, вмешавшихся в работу, просто узнал в одном из главных персонажей самого себя, либо увидел несуществующий намек на первых лиц российского государства, обращающихся со своим народом как со скотиной, которую нужно немножко кормить, немножко развлекать и стимулировать к размножению, а главное доить до смерти.

Сценарий «Счастья» сильно отличался от снятого материала. По ходу съемок в него вносилось множество поправок и дополнений, которые по-моему мнению только портили всю картину. Возможно уже тогда стало ясно, что фильм не пустят на экран, и продюсеры всеми силами пытались исправить положение, но у них не получилось, к счастью или к сожалению. Главный герой фильма «Счастье» — сорокалетний мужчина по имени Николай. С женой и сыном-подростком он живет обычной жизнью в одном из спальных районов Москвы. У него все как у всех, только вот долгожданное счастье никак не приходит. По сюжету в соседнюю квартиру переезжает молодой музыкант Макс — веселый, открытый, дружелюбный парень, играющий в стиле регги. Главному герою, обремененному семьей и годами, новый сосед категорически не нравится. Сначала он испытывает к соседу легкую неприязнь, потом раздражение и, наконец, лютую ненависть. При этом сосед не отвечает ему взаимностью, молодой парень не понимает причину этой ненависти и пытается подружиться с главным героем, что бесит того еще сильнее.

Когда Макс играет дома на гитаре, Николай устраивает из-за этого жуткий скандал. У Макса дружеская вечеринка — Николай вызывает милицию, заявив, что сосед организовал наркопритон. Макс помог жене Николая донести сумки до дома, и заметивший их Николай орет на обоих прямо посреди улицы. Сын Николая подружился с Максом, и узнавший об этом Николай бьет сына, а соседу угрожает, что вообще убьет его, если тот хоть еще раз заговорит с кем-то из его семьи.

Чем больше Николай ненавидит своего соседа, тем невыносимее становится его собственная жизнь. Начинаются ссоры с женой, сыном, проблемы на работе и со здоровьем, и во всем, разумеется, виноват ненавистный сосед.

В финале жена подает на развод и уходит вместе с ребенком. Николай остается наедине со своей всепоглощающей ненавистью. Он громит свою квартиру и, кажется, успокаивается. Выходит. Звонит в дверь соседа. Сосед открывает. Николай улыбается и бьет Макса по лицу, а потом забивает его насмерть ногами.

Последняя сцена врезалась мне в память навсегда. Она не была озвучена, но в данном случае слова были уже не нужны. Открытая дверь соседской квартиры. Мертвый парень лежит на полу. Рядом, прислонившись спиной к стене, сидит на корточках мужчина с окровавленными руками и улыбается — впервые в жизни он по-настоящему счастлив. Такова суть свинского счастья ублюдков и мерзавцев, которые возомнили о себе, что из своего убожества они могут навязывать свою серость другим людям, которые хотят жить иначе, жить своей жизнью.

Сегодня реальные причины запрета этого фильма не имеют уже значения. Такие проекты не возрождаются из пепла. Фильм никогда не будет закончен, потому что Россия — не место для «Счастья». Свиньи не любят смотреть на свое отражение.

«Шаман» (Триллер, 2009 г.)

Если фильм «Счастье» навеки застрял на этапе монтажа, то триллер под рабочим названием «Шаман» успели почти полностью закончить, однако новый всплеск борьбы с наркотиками в искусстве похоронил и этот проект. В фильме действительно употребляют и много, а поскольку из этого не делается никаких моральных выводов о вреде запрещенных веществ, и даже наоборот, утверждается, что без них никак невозможно обойтись, судьба «Шамана» была предрешена. Сюжет во многом основывался на книгах антрополога Карлоса Кастанеды, которые примерно тогда же начали изымать из продажи под предлогом борьбы с наркотиками. Нет ничего удивительного в том, что чиновники из Госнаркоконтроля, опасающиеся по-серьезному наезжать на героиновую мафию, выбрали в качестве жертвы самых беззащитных — деятелей культуры, которые не обладают достаточными ресурсами, чтобы с успехом противостоять давлению обнаглевших чиновников, считающих своим долгом залезть не только в карман каждому гражданину, но и в его душу, чтобы сковать его сознание своими безумными запретами и предписаниями.

Мне посчастливилось присутствовать на единственном показе первой монтажной версии «Шамана». Если рассматривать качество выполненной работы, то в этом отношении фильм откровенно посредственный. Финансирование было, мягко говоря, весьма скромным, поэтому от многих блестящих задумок, присутствовавших в сценарии, пришлось отказаться. С другой стороны именно отсутствие дорогостоящих спецэффектов делает этот фильм более реалистичным и достоверным, чем, скажем, американский фильм «Помутнение» с Киану Ривзом. Молодому режиссеру удалось создать мрачную и одновременно величественную атмосферу потустороннего мира наркотических видений и галлюцинаций. Позднее я с удивлением узнал, что режиссер «Шамана» вообще никогда не употреблял галлюциногенов и снимал фильм исключительно по наитию. Сейчас он делает рекламные ролики, и его талант медленно умирает, а в это самое время множество бездарей штампуют идиотские киновыкидыши, заполонившие все экраны страны.

Общую идею «Шамана» сформулировать довольно-таки трудно, но я попытаюсь. Предыстория фильма, которая проясняется по ходу действия, такова. Два друга Макс и Игорь приехали в Москву из провинциального города, поступили в институт: Макс на экономиста, Игорь на антрополога. Закончив учебу, Макс устроился в серьезную фирму, обзавелся девушкой, приличной квартирой и теперь живет в быстром мире высоких технологий. Игоря же всегда интересовали различные языческие культы, шаманы, колдовство и прочее, поэтому после окончания ВУЗа он уезжает в труднодоступную алтайскую деревню, где собирается поступить в ученики к одному Шаману, о котором в среде антропологов ходят легенды. После этого Игорь пропадает на несколько лет, и никто о нем ничего не знает.

Фильм начинается с телефонного звонка. Максу звонят из далекого алтайского городка, из отделения милиции и сообщают, что нашли полуголого человека без документов в практически невменяемом состоянии. При нем была только бумажка с телефонным номером Макса. Узнав по описанию Игоря, Макс предпринимает все возможное, чтобы самым лучшим образом устроить его судьбу. Игорю выправляют документы и переводят в Москву в первоклассную платную клинику, однако врачи бессильны. Игорь ничего не помнит, почти не говорит и никого не узнает. Макс понимает, что от врачей мало толку и забирает Игоря к себе домой, от чего, понятно, не в восторге любимая девушка Макса.

Игоря между тем мучают кошмарные сны, в которых Шаман расчленяет его тело и развешивает его органы на ветвях Дерева. Это, насколько я знаю, реальная символическая практика шаманства: при посвящении неофита как бы расчленяют, чтобы потом, обновленного, собрать в нового человека — шамана, но зритель, ясное дело, об этом не знает и поначалу воспринимает Шамана как врага Игоря.

Что произошло на Алтае на самом деле? Между собой долгое время враждовали два великих Шамана, которые в фильме весьма условно обозначены как «добрый» и «злой». Злой Шаман извел весь род хорошего Шамана. Последним умер сын доброго Шамана — единственный наследник, которому тот мог передать свою Силу. Эту самую Силу доброго Шамана хочет заполучить злой Шаман — для этого нужно убить доброго Шамана и совершить над его телом определенный ритуал. Но тут появляется Игорь и смешивает злому Шаману все карты. Добрый Шаман берет Игоря в ученики и в последний момент, перед тем как злой Шаман нанес предательский удар и убил его, добрый Шаман передал Игорю свою Силу через описанный обряд посвящения-расчленения. Однако Игорь не совсем был к этому готов и его ощутимо «контузило». Игорь попал в руки милиции, затем его перевезли в Москву. Разумеется, злой Шаман также едет в Москву, чтобы убить Игоря, а заодно и всех, кто ему помешает — Макса и его девушку.

Сюжет фильма развивается одновременно как бы в двух параллельных мирах: в реальном и сакральном. Это был настоящий вызов для оператора, которому пришлось создавать атмосферу потустороннего мира галлюцинаций, снимая под невероятными углами. Жаль, что специалисты по свету не смогли в полной степени соответствовать задачам, поставленным режиссером, поэтому временами свет в фильме выглядит слишком искусственно. Но все это мелкие детали. Победа над злом в этом фильме заключается не просто в том, чтобы убить антагониста в реальном мире, как это обычно происходит во всех триллерах, но и в том, чтобы нанести ему смертельный удар в мире сакральном, где ничто не является тем, чем кажется.

По официальной версии фильм не вышел на экраны, поскольку начальники студии сочли его коммерчески бесперспективным. Неофициальная версия, которую я слышал от режиссера и одного из продюсеров, объясняет произошедшее так: кинопрокатчики отказались его брать, поскольку им были даны четкие и недвусмысленные указания из компетентных органов. Стоит ли после этого удивляться тому, что на больших экранах показывают только «жвачку до быдла» вроде дебильных российских комедий и посредственных боевиков, а хорошее кино не просто не может пробиться к зрителю, но ему всячески в этом препятствуют?

«Веселый сад» (Комедия, 2009 г.)

В том же 2009 году под запрет попал еще один фильм под рабочим названием «Веселый сад», пародирующим «Вишневый сад» Чехова. Это молодежная комедия, на первый взгляд совершенно дурацкая, и мне непонятно, почему ее не пустили на экраны. В отличие от двух предыдущих фильмов, я не видел из него ни кадра, поэтому ничего не могу сказать о качестве проделанной работы. Может быть он и вправду был слишком плох, но лично я сомневаюсь в том, что именно это стало поводом для запрета. Бездарно снятых комедий сегодня много, и еще одна ничего бы не изменила. Мне кажется, что истинной причиной того, что фильм положили на полку, стало не его качество, а все та же мифическая «пропаганда наркотиков», с которой так отважно борются наши гестаповцы духа, покупая себе дачи на деньги, полученные от героиновой мафии.

По сценарию главному герою «Веселого сада» 24 года. Его зовут Андрей Захаров. Он работает на скучной работе в сером скучном офисе, правда в отличие от героя «Матрицы», ему это нравится. Андрею нравится его скучная работа и его однообразная, но предсказуемая жизнь. Он хочет жениться на своей девушке, сделать карьеру, купить дом, завести детей и прожить остаток жизни в спокойствии и достатке. Правда есть одна проблема. Его девушка Лена вовсе не желает проживать скучную жизнь. Она любит путешествовать, любит приключения, походы, байдарки, и собирается даже научиться летать на дельтаплане, что приводит Андрея в ужас. Он-то ценитель домашнего уюта и футбола по телевизору. В общем, на этой почве у них происходит что-то вроде соревнования. Лена пытается привить Андрею любовь к приключениям, а Андрей Лене — умение ценить спокойную жизнь, которую неожиданно нарушает печальное известие: умер Борис Авдеев — дядя Андрея, которого он не видел уже много лет. Последний раз они виделись, когда двенадцатилетний Андрей гостил с мамой у него на даче на побережье Черного моря.

Дядя Боря был колоритной фигурой — неформал со стажем из поколения тех, кто еще «Леннона живым видел», анархист, нонконформист и просто хулиган, каких свет не видывал. Еще в конце 70-х он написал несколько книг и с помощью знакомых пролез в союз писателей, который и выдал ему дачу непонятно за какие заслуги (слухи ходили самые невероятные, вплоть до личного участия товарища Брежнева, ценившего незатейливый похабный юморок писателя). В начале 90-х дядя Боря хорошо подсуетился и приватизировал казенную дачу. Союз писателей судился с ним, да ничего не высудил. И вот теперь эта самая дача — единственное дядюшкино имущество — отошла по завещанию Андрею, мать которого дядя Боря принципиально не любил.

Дачу и квартиру Андрей и Лена одновременно не потянут, поэтому дачу они решили продать, но сначала съездить и посмотреть, что там и как, тем более что сейчас июль и у Андрея намечается отпуск. В общем, поехали они посмотреть на эту дачу, которая оказалась в плачевном состоянии. Дядя последние десять лет не издавался и жил непонятно на какие доходы. Внутри наших героев ждали два сюрприза от дяди: рукопись незаконченного романа, который он не успел дописать, и полный сад конопли, не считая конопли высушенной на чердаке. Андрей предлагает позвонить в милицию. Лена говорит, что по документам дача уже их, значит за все, что здесь менты найдут (может здесь еще и героин спрятан) отвечать придется им.

Возможно, кому-то из начальников не понравилась сцена, пародирующая известный христианский миф, поэтому я удовольствием приведу ее здесь. Итак, обнаруживший кучу конопли Андрей в панике: «Что делать?» Лена смотрит на него. Смена кадра. Оба сидят под яблоней в саду, курят один косяк на двоих и говорят на тему, что жить хорошо, а хорошо жить — еще лучше. И вдруг Андрей слышит Глас с небес: «Андрей! Андрей!» Андрей отбрасывает косяк: «Я не виноват, Господи, это она меня совратила!» Голос: «Иди сюда, Андрей!» Андрей: «Иду, Господи!» Андрей встает и видит над забором физиономию соседа, с которым они играли в детстве. Оказывается, сосед наведывается в сад, чтобы разжиться дармовым канабисом. «Мне дядя Боря разрешил», — говорит он, хотя по хитрой роже понятно, что врет, собака. Сосед тоже раскумаривается и глубокомысленно заявляет: «Голландия, Голландия… У нас своя Голландия!»

Сюжет, на основе которого возникает множество комических ситуаций, строится вокруг того, что начальник местного союза писателей дал судье на лапу, чтобы тот признал приватизацию дачи незаконной. Теперь начальник хочет заграбастать дачу себе при поддержке милиции, а герои пытаются ее отстоять так, чтобы про конопляный сад никто не узнал. Работы над фильмом были полностью прекращены в августе 2009 года. Где сейчас находится отснятый материал, если он вообще есть, я не знаю.

Это лишь три известных мне примера жесткой бескомпромиссной цензуры, царящей в современном российском кинематографе. Я считаю сложившуюся ситуацию неприемлемой. Мы должны бороться за право смотреть интересное необычное кино, в противном случае скоро не останется людей, способных его делать и желающих его смотреть, и мы навсегда погрузимся в болото гламурно-бандитской жвачки для среднего человека с неразвитым вкусом и полностью атрофировавшейся фантазией.

Tannarh, 2011 г.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s