Коаны о Ленине

Эти коаны взяты из книги Н.А. Бердяева «Буддийские корни русского коммунизма», изданной в Париже в 1931 году[1]. Избранные главы из этой книги публиковались также в организованном Бердяевым журнале «Путь Дао», выходившем во Франции с 1925 по 1940 год. Следует отметить, что сам Бердяев буддистом не был, однако он несколько раз встречался с Лениным и неоднократно бывал на его проповедях о четырех благородных истинах коммунизма[2]. Мы очень мало знаем об этих встречах, поскольку записей о них практически не сохранилось. Вряд ли Ленин рассказывал Бердяеву о своем опыте просветления, скорее всего Бердяев переписал эти коаны из книги Н. Крупской «Сатори по-русски», название которой, кстати, недавно было использовано в качестве рекламного слогана водки «Нирвана». Крупская была верной шакти Ленина на протяжении более чем двадцати лет. После того, как в 1924 году Ленин погрузился в состояние самадхи, и его тело было помещено в стеклянный саркофаг на Красной площади, Крупская собрала множество историй из его жизни и издала их под общим названием «Сатори по-русски». Книга сразу же была переведена на все европейские языки, получила хорошие отзывы в прессе, однако международным бестселлером так и не стала. Позднее известный японский буддолог Д. Судзуки прокомментировал это следующим образом: «Эта книга пришла слишком рано, поэтому европейское сознание не было готово ее принять» (D. Suzuki “Zen Buddhism and Its Influence on Russian Culture”). К сожалению, достать книгу Крупской в наши дни практически невозможно, поэтому мы воспользовались работой Бердяева, в которой он рекомендует для лучшего понимания сути русского коммунизма медитировать над последними фразами Учителя в каждом коане. Последуем и мы его совету.

Коан «Полная Пустота»

Однажды Троцкий пришел к Ленину и спросил его:

— Что такое коммунизм?

— Кто был ничем, тот станет всем, — ответил Ленин.

При этих словах Троцкий стал просветленным. Позднее он покинул Россию, чтобы учить дхарме другие народы.

Коан «О Рабкрине»

Один красноармеец попросил Ленина научить его коммунизму.

— Как нам реорганизовать Рабкрин? — спросил его Ленин.

Красноармеец хлопнул в ладоши и подпрыгнул. Тогда Ленин улыбнулся и взял его в ученики.

Коан «Река коммунизма»

Однажды Ленин повстречал на мосту Чапаева. Хитрый Чапаев решил испытать Учителя и обратился к нему с таким вопросом:

— Сколь глубока река коммунизма?

— Погляди сам, — ответил Ленин и столкнул Чапаева с моста.

Коан «Лампа Ильича»

Как-то вечером, когда Ленин читал «Сутру Пламенного Мотора», к нему пришел Дзержинский и спросил:

— Просветленный мастер, много лет я усердно медитирую, но Светлое Будущее так и не приходит ко мне. В чем моя ошибка?

— Светлое Будущее приходит, когда его не ждут, — сказал Ленин.

— Тогда как я узнаю, что оно уже пришло?

— Когда горит лампа, я читаю сутры, — ответил Ленин и вернулся к чтению.

Коан «Хлопок одной дверью»

Однажды, когда Сталин медитировал в своей комнате, к нему подкрался Ленин и больно схватил его за нос.

— Что ты делаешь? — возмутился Сталин.

— Я ищу товарища Сталина, — ответил Ленин.

— Так вот же я!

— Дурак! — воскликнул Ленин и вышел из комнаты, громко хлопнув дверью. От этого звука Сталин пробудился.

Коан «Бревно»

Однажды на субботнике ученики попросили Ленина помочь им отнести бревно, на что Ленин ответил:

— Если у вас есть бревно, то я вам его дам. Если у вас нет бревна, то я его у вас заберу.

Обескураженные ученики не нашлись с ответом и ушли прочь.[3]

Приложение:
Джатака о революции

Словами: «От перемены задниц кресло не меняется…» — Всеблагой — он жил тогда в Москве — начал свое наставление в революционной дхамме. Заговорил же он об одном настырном бхиккху.

Когда Татхагата жил в Москве, к нему в Ботанический сад явились расстроенные ученики, среди которых был Ананда.

Учитель спросил их: «В чем причина вашей печали? Чем омрачились ваши сердца?» «Мы ходили на выборы, — ответил Ананда, — но наш кандидат опять проиграл. О Почтенный, скажи нам, отчего власть в России все время меняется, а жизнь от этого не становится лучше?» «Хорошо, братья, слушайте», — сказал им Учитель и, поведав монахам о случившемся, открыл смысл события, происшедшего в прежней жизни и поэтому утраченного их памятью.

«Давным давно жил на свете один мудрец по имени Ленин. И вот однажды, когда он принимал у себя в кабинете посетителей, к нему явился настырный бхиккху и спросил: «Что такое революция?» Мудрый дедушка Ленин посмотрел на него строгим взглядом и ответил: «Попробуй узнать это сам». Но бхиккху продолжал настаивать на своем вопросе. Тогда раздраженный Ленин воскликнул: «Я не хочу с тобой разговаривать! Уходи!» Бхиккху же, наслышанный о мудрости Ленина, не желал уходить от него без ответа. «Пошел прочь, собака! — заорал на него Ленин, — Убирайся вон, тупая вонючая скотина, и чтобы я тебя здесь больше не видел!». Слова эти необычайно обидели бхиккху. Он подбежал к Ленину и бросил его на пол вместе с креслом. На шум прибежали революционные солдаты и матросы и хотели уже было побить наглеца, осмелившегося поднять руку на их учителя, но лежавший на полу Ленин рассмеялся и остановил их. Повернувшись к настырному бхиккху он сказал, указывая на себя: «Это не революция», а затем показал на валявшееся на боку кресло: «Вот революция», и, обратившись ко всем, закончил: «Валить нужно кресло, а не уместившуюся на нем задницу». Прозревший бхиккху с почтением поклонился Ленину и с тех пор неустанно рассказывал всем о его превосходящей мудрости».

Заканчивая свое наставление в революционной дхамме, Просветленный спел такой стих:

От перемены задниц кресло не меняется,

Эксплуататоры на нем лишь помещаются.

Поведав обо всем и слив воедино стих и прозу, Учитель истолковал джатаку, так связав перерождения: «Настырным бхиккху, уяснившим суть революции, был Ананда, солдатами и матросами, внимавшими наставлениям Ленина, были ученики Пробужденного, а мудрым дедушкой Лениным был я сам».

Tannarh, 2009 – 2010 гг


[1] По данному вопросу см. также книгу А.И. Солженицына «Красное Колесо Дхармы».

[2] Вкратце напомним эти истины, сформулированные Лениным в его знаменитой Апрельской проповеди:

     1. Жизнь пролетариата есть страдание.

     2. Эксплуататоры являются причиной страданий пролетариата.

     3. Есть способ прекратить эти страдания.

     4. Ликвидация эксплуататоров в революционной классовой борьбе ведет к освобождению пролетариата от страданий.

[3] В «Скрижалях Красного Мавзолея» приводится другая версия данного коана: «На субботнике Ленин поднял бревно и, показав его ученикам, сказал: “Это не бревно. Как вы это назовете?” Никто из учеников не смог ответить, и тогда Ленин отнес бревно сам». Позднее разгадавших данный коан стали называть «несущими бревно вместе с Лениным».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s