Телевизор для моей бабушки

Понять мир и сойти с ума — теперь это одно и то же.
Петер Слотердайк «Критика цинического разума»  

В малоизвестном рассказе Анри Лефэра «ЛСД для моей бабушки» главный герой, оставшийся без родителей на попечении своей бабушки, регулярно подсыпает ей в пищу маленькие порции ЛСД, чтобы постепенно свести старушку с ума и завладеть ее наследством. Каждый раз, когда я включаю телевизор, мне приходит на ум этот рассказ, и я думаю: не для того ли российское телевидение транслирует с утра до вечера всю эту чепуху, чтобы постепенно свести нас с ума и завладеть нашими жизнями. Незаметно телевизор превратился из обычного бытового прибора в опасное животное, поселившееся у меня дома. Избавиться от него невозможно и точно так же невозможно мирно сосуществовать с ним. Пользы от него никакой, а вред огромен. И тем не менее, каждый вечер я включаю его и пассивно наблюдаю, как он час за часом высасывает из меня жизненную силу: мое время и мою душу.

Современное российское телевидение достигло такого состояния, когда чем хуже видно, тем лучше смотрится. Неясно, где та граница идиотизма, упершись в которую телевизионные начальники скажут сами себе: «Довольно! Это слишком плохо даже для нас, мы не можем больше с этим мириться». Разве это не удивительно, что находятся люди, готовые тратить свои единственные жизни на то, чтобы год за годом производить такое дерьмо? Необходимо растоптать в себе последние остатки самоуважения, превратиться в уличную проститутку, чтобы получать деньги за то, что они делают со своими жизнями. Впрочем, я не настолько наивен, чтобы не понимать, что есть множество людей, готовых с энтузиазмом новообращенных адептов какого-то темного культа тратить время на просмотр тупых телешоу и сериалов. Собственное убожество мешает этим людям найти более достойное занятие, но ведь они даже не пытаются — вот в чем загвоздка! Как будто в мире нет больше ничего интересного, чем можно было бы заняться, кроме сидения на диване перед мерцающим прямоугольником, засоряющим наше сознание пошлыми и низкокачественными образами.

Условность происходящего на экране достигла своего апогея. Телевидение уже не пытается подделать или исказить реальность, вместо этого кучка пронырливых бездарей пытаются изображать из себя актеров, ведущих, сценаристов, операторов и продюсеров, получая за это, кстати, немалые деньги. Сегодняшнее российское телевидение — это уже не пародия на телевидение вообще, ведь для того, чтобы делать пародии, нужно хоть что-то уметь, вместо этого мы видим пошлую и неубедительную игру в «телевизор», подобно тому, как дети порой играют во взрослых. Но для того, чтобы игра удалась, зритель должен разучиться отличать настоящее телевидение от подделки. Для этого нужно последовательно подменять настоящий качественный продукт дешевыми пустышками. Начавшийся лет десять назад, сегодня этот процесс почти завершен. На телевидении больше нет новостей, есть программы под названием «Новости», в которых излагается «официальная точка зрения» на тщательно отфильтрованные события; нет передач, в которых обсуждались бы серьезные значимые проблемы, их заменили «ток-шоу», нет российских сериалов, есть лишь грубые подделки под американские ситкомы, а также «мыльные оперы» и «бандитские сериалы», которые снимают люди, видевшие «настоящих» преступников только в фальшивых выпусках «криминальной хроники».

Зритель перестал быть оценивающей инстанцией. Ему теперь не нужно смеяться, за него это делают специально приглашенные люди, чей однообразный смех мы слышим за кадром. Нет необходимости решать, является ли тот или иной сериал хорошим, ведь перед премьерой нового сериала в выпусках «новостей» ведущие зачитывают один и тот же текст, в котором ленивому зрителю объясняется, что новый сериал — «хороший» и «интересный», игра актеров «великолепна» и «берет за душу», сюжет «держит в напряжении до последнего кадра». Если сериал исторический, то обязательно нужно упомянуть, что «историческая обстановка» была «скрупулезно восстановлена». Последнее как раз понятно: какой-нибудь старый чайник 40-х годов с легкостью переигрывает всех современных российских актеров вместе взятых. Если не интересно смотреть на их жалкие попытки изобразить настоящие чувства и переживания, то всегда можно насладиться видом чайника 40-х годов. Значит время, потраченное на просмотр этого убожества было потрачено не зря. Дешевые спецэффекты обязательно будут названы «потрясающими» и «предельно реалистичными», а бестолковые малопонятные диалоги «блестящими» и «живыми». Зрителю остается только согласиться со всем вышесказанным и употребить предложенный продукт вместе со всей явной и скрытой рекламой еще более низкого качества, чем «основное» блюдо. Если кто-то не согласен с предложенными оценками, то это его частное мнение, как будто мнение, озвученное ведущим не является частным, но будучи преподнесенным с экрана приобретает характер универсального закона.

Впрочем, во всей этой здоровенной бочке дегтя есть одна маленькая ложка меда. Ведь если бы все эти люди, которые делают наше телевидение, пошли учиться на врачей, вряд ли из их кривых рук вышел бы живым хоть один пациент. Так что можно с уверенностью сказать, что основная задача российского телевидения заключается в том, чтобы спасать жизни людей, которые в иных обстоятельствах могли бы попасть не в те руки.

Tannarh, 2009 г.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s